XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
146
Тексты
а господарь тѣ монастыри попродалъ греческим старцамъ. А они
уже, что черти, ворочеють, а онъ с них дани великия беретъ.
А старцы велми разътлѣно живутъ и въ церквахъ стоять безъ
клобуковъ, а волохи въ церкви в шапкахъ молятъца, а игуменъ
л. 42 об. самъ поеть // на крылосе. А инъде я пришолъ въ неделю к
заутрени въ миръскую церковь, служить попъ воложской. На утрени
пропѣвъ "Богъ Господь" да стали антифоны пѣть, да попъ про-
челъ Евангелие. Потом стали ирмосъ пѣть гласу воскресному, а
потомъ катовасиемъ "Отверзу уста моя" покроеть; да на девятой
пѣсни пропѣли "Величить душа моя Господа" да "Достойно есть".
А я смотрю: гдѣ у нихъ каноны те дѣлисъ, во окно, знать,
улетѣли? Лѣхъко, су, хорошо етакъ служба-ту говорить, да, знать,
л. 43. лехко-то и спасение будеть! Что же потом будет? // Пропѣли
"Святъ Господь Богъ нашъ", "Хвалите Господа с небесъ", не
говорили стихеры хвалитныя, пропѣли и словословие великое, да и
первой часъ. А на первомъ часу и псалъмовъ не говорили, толко
"Слава, и нынѣ", "Что тя наречемъ" да "Святы Боже", потомъ
"Христе свѣте" и отпускъ. Что говоритъ? Уже и грѣкъ перѣщепи-
ли службою церковною! А какъ литоргию пѣли, я уже того не
вѣдаю, для того мракъ несщелъ ис того ихъ кудосенья-то. Испо-
лать хорошо поють!
Въ Ясехъ прежде сего строение было узоричитое, много по-
л. 43 об. латъ каменныхъ пустыхъ; // а улицы были всѣ камнемъ мощены,
а нынѣ все развалились, толко знакъ есть, какъ были каменье.
А дворы въ Ясѣхъ не огорожены, развѣ у богатова, и то плет-
немъ. Господарской дворъ зѣло хорошъ, много полатъ каменыхъ.
Вино въ Ясехъ дешева, хлѣбъ, масло коровъе дешева жъ,
конопляное дорого - съ Руси идетъ. Яблоки, орехи, чѣрносливъ
необычно дешево; и кормъ лошединой дешевъ. Люди доброхотны, хоть
убоги; а от дешеваго вина всѣ пропъютца и въконѣцъ от того ра-
л. 44. зорились; вѣзде всѣ шинъки. Много и туракъ въ Ясѣхъ, // и жи-
довъ много, тут же живуть. А жиды у господаря ряды дегтеныя от-
купають, такъ деготь очень дорогъ: флягу дегтяную налить бол-
шую - гривны четыре дать. Дрова оченъ дороги, а лѣсу много, да
люди ленивы, непроворны, не какъ купецкия люди московския.
Въ Ясехъ пошлиною болно грабят, затѣмъ многия объяжаютъ.
Тут насъ грѣки въ Ясехъ, товарищи наши, покинули, не
поехали с нами въ Царьградъ. Пришла имъ вѣдомасть изъ Царяграда,
что лисица и бѣлка дешева, такъ они поехоли въ Молдавскую зе-
л. 44 об. млю въ Букареши, а мы тутъ и остались. Жили // мы въ Ясѣхъ
13 дней, дожидалисъ товарищей, да не дождались. Печалъно намъ
было: пути не знаемъ; зѣло было смутно и мятежъно; мысль мя-