XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
145
Февроля въ 24 день приидохомъ на Прудъ-реку, - Прудъ-река
поменши Москвы-реки, - и тутъ мы перевѣзлись. Приехоли къ
другой рекѣ, и тутъ перевозъ, - та рѣка помѣнши Прута-реки, - и
л. 40. тутъ въскорѣ перевѣзлисъ на другую сто//рону. И стахомъ на
гору възъежать: глина лихая, а мѣсто тѣсно, - и едва с великимъ
трудомъ възъехоли. И не доехали Ясъ за 5 верстъ, начевали. И
поутру рано въстали, поидохомъ къ Ясом въ самою Неделю
православия, и приидохомъ въ Ясы благовѣст к обѣдни.
Ясы-градъ - сталица воложъская, тутъ самъ господарь жи-
веть. И, пришедши, стали мы у томожни; и мытниковъ нѣтъ, а
пошли к обедни; и мы ихъ дождалисъ. А когда пришли мытники, и
л. 40 об. стали у грекъ товаръ досматриватъ; и, досматревши у грек, //
пришли и к намъ, стали и наши возы разбивать. Такъ я възявши листъ
царски да положил перѣд ними; такъ они стали смотретъ и велѣли
мнѣ честъ, а толмачъ имъ речи переводилъ. Такъ они тово часу
велѣли возы наши завязатъ и отвели насъ въ монастырь к Ни-
колѣ, порекломъ Голя. И тутъ мы стахомъ, игуменъ далъ намъ
кѣлию; потомъ игуменъ прислалъ намъ три хлѣба. А когда мы
възъехоли на монасътырь, а игуменъ сидить предъ кѣлиею своею
л. 41. да тютунъ тянеть. И я какъ увиделъ, что // онъ тютюнъ тянетъ, и
зѣло ужасно бысть: что, молъ, ето въже свѣту преставления, для
тово что етому чину необычно и странъно тобакъ пить. Ажио по-
огледѣлся - анъ и патриархи, и митрополиты пьютъ; в нихъ то и
забава, что табакъ пить.
Градъ Ясы стоитъ на горѣ къррсовито, и около ево горы висо-
кия. Зѣло предивной градъ, да разорѣнъ от турка и от ляховъ.
А господарь воложской и до конца разорилъ данью и отяготилъ: с
убогова человека, кой землю копаеть нанимаетца, пятъдесятъ та-
л. 41 об. релѣй въ годъ дасть господарю, // крамѣ турецкой подати, а
нарочитому человеку - 1000 тарелей, среднему - 5 сотъ. Да какъ имъ и
не естъ? А они у турка накупаютца дачею великою, такъ уже безъ
милости дерутъ! Воложская земля вся пуста, разъбрелися всѣ:
иныя - въ Полшу, иныя - къ намъ, въ Киевъ, а иныя - къ Палѣю.
Кабы ета земля не разорена, другой такой земли не сыщешь
скоро обѣтованной, земля всячину родитъ. Они и сами сказавают:
"У насъ-дѣ естъ златая руда, и сребреная, да мы-де таимъ от тур-
л. 42. ка. А когда бы сведалъ туракъ, такъ бы и поготову разори//лися
от такой руды".
Въ Ясехъ монастырей зѣло много, предивъныя монастыри,
старинное строение, да всѣ бѣзъ призору. У прежнихъ господарей
зѣлное радѣние было къ церквамъ; писмо все стѣнъное старинъ-
ное. А старцы воложския всѣ вонъ изъгнаны изъ монастырей,