XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
143
ца села, а они, сабаки, пришедъ и разорятъ, а людей всѣхъ в по-
лонъ поберутъ. Не погрѣшу ету землю назватъ златою, понеже
всего много на ней родитца. И идохомъ тою пустынею пять дней,
ничто же видѣхомъ от человекъ.
Февроля въ 11 денъ приидохомъ во градъ лацкой Немерово и
л. 35. стахомъ на постоя//ломъ дворѣ у волошенина.
Градъ Немеровъ жилъемъ нѣ добре великъ да и весъ разорен
от татаръ; кругъ его валъ земленой; а в немъ жидовъ зело много,
почитай всѣ они. И родъ жидовской зѣло пригож и велми красо-
витъ, какъ есть написаныя; и другихъ жидов такихъ не наеживали
во всей Турецкой земли и въ Воложъской. Хлѣбъ дорогъ, и всяка
харчъ, и вино; холсты зѣло дороги; яблоки недороги. Приходили к
намъ мытники лацкия и у грекъ товары досьматривали. Толко у
л. 35 об. менѣ инъ//дучникъ увидѣлъ боченку винъную, такъ в честь пере-
просилъ, я ему и поступился, такъ они мнѣ и печать дали
пропускную. И тутъ в Немерове инъдучники грекъ, купецкихъ людей,
зѣло затаскали. От Киева до Немѣрова приходъ простъ и равная
мѣста. И стояли мы в Немѣрове два дъни, себѣ и конемъ искупи-
хомся харчъю доволно на четыре дни и поидохомъ въ пустыню
глубокою.
Февроля въ 14 денъ поидохомъ мы изъ Немерова въ Волож-
л. 36. скую землю къ горо//ду Сороки. И того же дни приидохомъ на
Богъ-реку. Рѣка Богъ шириною с Москву-реку, да порожиста
велми, каменья великия лежатъ во всю реку, шумитъ громко, далече
слышно, вся вода пѣною идетъ перѣбита; окола ея горы високия
каменныя. И ту рѣку того же дни перевѣзлися: поромишка
плохой, а рѣка быстрая, толко по одной первозили тилѣги. И, пе-
ревѣзъши реку, стали подниматца на гору; а гора зѣло высока.
Α Богъ-рѣка от Немерова 15 верст.
л. 36 об. И поидохомъ въ степъ глубокою; // все горы да юдоли: възъе-
хавъ на гору да опятъ подъ гору; да все шли меже горъ яслены*.
И шли тою мы пустынею, не видали ни человека, ни звѣря, не
пьтицы, толко тропы тотарския конныя. Α мѣста все разорѣны
от татаръ. А уже нынѣ починаютъ заводитъ села, какъ миръ
сталъ, и то въ старонѣ, далече от дороги. А когъда мы шли, и
перед нами, и за нами все степъ вся голая. Идохомъ тою степъю
4 дни. И не дошедши Сороки-города за 15 верстъ, стоит крестъ
л. 37. каменъной подлѣ // дароги, а на немъ подъписъ: как степъ горѣла,
такъ купецкихъ людей, грѣкъ, 18 человекъ и с товаромъ, и с кон-
ми згорѣли, толко 3 человека ушли. Мы же тутъ стояхомъ и диви-
хомся, какъ кости кучами лежатъ лошединыя, а человеческия
собрали да в Сороки погребли. Дивное чюдо, какъ згорѣли: а всѣ не