XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
141
а к нимъ придѣланы цепи желѣзныя; тутъ на ночъ в те цепи
бѣсноватыхъ кують.
Из Антониевы пещеры поидохомъ въ Федосиеву пещеру.
И тамо такожде мы, грѣшнии, сподобихомъся мощи святыхъ лоб-
зати, и покълонихомся, и возърадовахомся радостию неизрече-
ною, и возвратихомся в монастыръ. И ту сподобихомся мы,
грѣшнии, чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы лобзати и
л. 30 об. мощи святыя Иулиянии-княжны; рука // у ней десная вся перснями
унизана - чюдо, что у живой рука та!
Въ Печерскомъ монастырѣ церковь зѣло пречюдна, строение
короля Жигимонта на том же мѣсте, на старом основании; а въ
церкви стѣнъное писмо: всѣ князъя руские написанъны. Да тут же
видѣхом: въ той же церкви у праваго столпа изъвоянъ изъ камѣни
князъ Константинъ Острожский, лѣжитъ на боку в латахъ, изо-
браженъ какъ бутъто живой. Нынѣ къругъ монастыря ограду
дѣлаютъ камѣнную великую, дѣлают же и полату друкарною, гдѣ
л. 31. книги печатаютъ. Около монастыря зело // слобода велика и
садовъ многое множество, торгъ у нихъ около монастыря свой.
И потомъ стали молитца Пресвятѣй Богородицы и преподоб-
нымъ отцемъ Антонию и Феодосию, и протчимъ преподобнымъ
отцемъ поклонихомся. И тако изыдохомъ изъ монастыря, и
поидохомъ въспять во градъ Киевъ. И наша братия убираютца къ
походу своему: денъги объменяли, телѣги купили. А наши
товарищи грѣки превѣзлися чрезъ Днепръ въ Киевъ; погода ихъ не
пускала перевѣстися, такъ они на томъ боку жили двои сутки.
л. 31 об. И товарищи наши такожде изъготовилися, совсемъ // убравшисъ.
И помолившися Господу Богу, и Пречистѣй Богородицы, и
святому и славъному пророку и предтечи Иоанну* и призвавъ на
помощъ святаго анъгела-хранителя.
Февроля въ 3 день поидохомъ изъ Киева в Лядъцкою землю и
Воложъцкою, поидохомъ на первом часу дни. И едва на киевския
горы с великимъ трудомъ възъехоли, нужда была велика: грезна
велми земля и иловата; все двойкою возъежали. И поидохомъ в
путь свой, и бысть радосно и плачевно: радостно, яко к толикому
л. 32. мѣсту поидохомъ, печално же, яко пусти//хомся в чюжую землю,
паче жѣ въ босурманъскою. А сами рѣкохомъ: "Буди воля
Господня и Пресвятыя Богородицы!" И призвахъ всѣхъ святыхъ на
помощъ, и глаголахъ: "Владыко-человеколюбче, помози ми за мо-
литвъ отца нашего, инока-схимника* Спиридона!" И тако
поидохомъ в путь свой.
Того же дъни минухомъ городокъ, именѣмъ Белогородъко, на
правой руки въ сторонѣ, съ полъверсты от дороги. Тутъ стоить на