XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
140
Тексты
пущи московскихъ солдатъ. А вечеръ пришелъ, то и пошли по
л. 28. избам // псалмы пѣть да хлѣба просить. Даютъ имъ всячиною, ден-
гами и хлѣбомъ, а иныя, убояся ихъ, дають. Α гдѣ святый апо-
столъ Андрей крестъ поставилъ, и тотъ холмъ въ городовой
стѣне зѣло красовитъ. На томъ мѣсте стоитъ церковъ древяная
вѣтха во имя святаго апостола Андрѣя Первозваннаго.
Февроля во 2 день, на празъдникъ Стрѣтения Господа Бога и
Спаса нашего Исуса Христа. Поидохомъ мы въ Печерский
монастырь. И приидохомъ в соборную церковь, и помолихомся чюдо-
л. 28 об. творъному образу. И поидохомъ во // Онтониеву пещеру, и ту
видѣхомъ преподобныхъ отецъ в нетлѣныхъ плотѣхъ - что живыя
лежатъ! И толь множество ихъ, что звѣздъ небѣсныхъ, всѣ яко
живыя лѣжатъ - дивное чюдо! Тако Богъ проелавилъ угодниковъ
своихъ, боящихся его. Видѣхомъ и мъладенцовъ нѣтлѣныхъ,
лежащихъ тут же.
Видѣхомъ храбраго воина Илию Муромца в нѣтлѣнии подъ
покровом златымъ: ростомъ якобы нынешнихъ крупных людей
нѣтъ такихъ; рука у него лѣвая пробита конемъ, а правая ево ру-
л. 29. ка изображена крестнымъ знамениемъ, и сложение перъстовъ //
какъ свидѣтельствуетъ Феодоръ Блаженый и Максимъ Грекъ;
крестился онъ двемя персты - тако ясно и по смерти плоть
мертвая свидѣтелъствуетъ на обличение противнымъ. И тут же въ пе-
щерѣ, преподобны Иосифъ такое же изображение въ перстахъ
иматъ. Что уже боле свидѣтелъства, что нагия кости свидѣтелъ-
ствуютъ?! Мы уже и кои с нами были достовѣрно досматъривали
сами и деръзнули: поднимали ихъ руки и смотрѣли, что съложение
перстовъ - два перста и разъгнуть нелзя, развѣ отломатъ, когда
хощетъ кто разъгнутъ.
л. 29 об. А тут же видѣхомъ дванадесятъ зотчих, // сирѣчъ церков-
ныхъ мастеровъ, под единымъ подъ кровомъ тѣ мастеры, ихже
Пресвятая Богородица сама послала изъ Царяграда в Киевъ.
И тако, грѣшъни, мы сподобихомся мощи святыхъ всѣхъ лобза-
ти, а сами дивихомся, и рекохомъ, и от слезъ не могохомъ удержа-
тися: "Слава тебѣ, Господи, слава тебѣ, Святый, яко от многихъ
лЪтъ желаемое получихомъ! Что воздадим Господеви, яко сподо-
билъ еси насъ таких гражданъ небесныхъ видѣти и мощи ихъ
лобзати?!"
И ходихомъ по пещере, и удивляхомся, и пихомъ воду с
Маркова креста, что на себѣ нашивалъ преподобной, - желѣзной, вели-
л. 30. кой и оной крестъ желобоватъ здѣлан. // Тут же видѣхъ крестъ
Антониевъ: древянъной, великий, с возъглавиемъ, троечастной,
на ево грабницы стоит. Тут же стоять столбики древянъныя,