XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
138
Тексты
вопрошати: "Откуду и что за люди?" И мы сказали, что московъ-
ския жители, а едемъ во Иерусалимъ. "Есть ли де у васъ госуда-
ревъ указъ?" И мы сказали, что есть. "Покажите-де, безъ тово во
градъ намъ не вѣлено пущатъ". И мы показали указъ, и сотенной
прочетши указъ. Отвели насъ к столнику; и столникъ такожде
указъ прочелъ, послалъ к бурмистромъ, чтобы намъ дворъ
отвели стоять. И стахом на дворѣ близъ ратуши, и в то время три часа
л. 24 об. ночи ударило. Да слава // Богу, что нощь была лунъна, а то грязъ
по улицамъ зѣло велика, едва с нуждою проехоли. И тако начева-
хомъ, слава Богу.
И утре рано прислалъ по мѣне столникъ, чтобы я ехолъ с
нимъ въ Верхьний градъ к боярину объявитца: зѣло крѣпко въ
Киевѣ приежимъ людемъ. И тако мы пришли сътолникомъ предъ
воеводу Юрья Анъдреевича Фамелдина, и я ему подал листъ госу-
даревъ. И онъ, прочетши листъ царской, честь намъ возъдал и
л. 25. отпусти с миромъ. А бурмистры прислали намъ рыбы, колачей, а
конем сѣна и овса. Спаси ихъ Богъ, честь нам хорошою воздали! //
Градъ Киевъ стоитъ на Днепре на правой сторонѣ на высо-
кихъ горахъ зѣло прекрасно. Въ Московъскомъ и Росъсискомъ
государствѣ таковаго города красотою вряд сыскатъ. Верхней го-
родъ - валъ земленой, велми крѣпокъ и высок, а по градъцкой
стенѣ все караулы стоять крѣпкия, по сту саженъ караулъ от
караула. И въ денъ и в нощ все полковники ходятъ тихонко,
досматривают, толико крѣпокъ, все караулъ от караула кричатъ и от-
кликаютъ: "Кто идеть?" И зѣло опасно блюдутъ сей градъ, да и
надобно блюсти - прямой самой закон Московъскому государству.
л. 25 об. В Киеве мо//настырь и окола Киева зѣло много пустынякъ
есть, и подобно райския мѣста, есть гдѣ погулять. Вездѣ сады и
винограды, и по дикимъ лесамъ все сады. Церквей каменыхъ
такожде в Киевѣ много на Подолѣ, строение узоречное - тщателны
люди! И много у нихъ чюдотворныхъ иконъ, и писмо, кажетца, иное
и живопись. Сердечная вѣра у нихъ велика къ Богу (кабы къ ето-
му усердию и простотѣ правая вѣра - всѣ бы святыя люди были),
и к нищим податливы велми. Да шинъки ихъ велми разорили
л. 26. въконѣцъ да курвы, и с тово у нихъ скаредно силно, и доброй //
человекъ худымъ будетъ.
Церковь Софии Премудрость Божия зѣло хороша и обросъцо-
вата, да в нѣе презорство, строение нѣтъ ничево, иконъ, пусто.
А старое было стѣнъное писание, а митрополит-нѣхай все зама-
залъ изъвезъю. А у митърополита поють органское, еще пуще ор-
ганъ. Старехонекъ миленкой, а охочъ да органова пѣния. И въ
Верхнемъ городѣ церковь хороша Михаила Златоверховъ. Тутъ,