XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
135
Генваря въ 19 день изъ Глухова поидохомъ къ Королевцу и, не
дошедъ, начевали. И утре, во второмъ часу дни, пришли в Ко-
ролѣвецъ и стахомъ у боголюбца: преже сего былъ белѣвитинъ,
да тутъ женился. И принялъ нас с любовию, хлѣбом нас кормилъ
и коней наших, и к сотнику со мъною ходилъ. И сотникъ нам та-
рель на дорогу далъ, а оной хозяинъ на дарогу и винца нам далъ
доброва, яко вотка, - зѣло милинкия любовны, - и за городъ вы-
проводилъ насъ.
Въ Королѣвцу городъ земленой, обрубъ дубовой, а жильемъ
л. 18. средней; рядовъ много; жители небогатые; строение среднѣе. //
Ярмонокъ великъ бываетъ, съежаются, многолюдно будеть про-
тиву Свинъской. Толко немного бываеть торгу, а товаровъ вся-
кихъ бываеть много: и московских, и польскихъ; и грекъ много
живеть. Толко хорошева торгу на три дъни, а то на празникъ, на
Семѣнъ день, все въдругъ и разъедутца. И того жъ дни, ядши
хлѣба, поидохомъ изъ Королевца въ Батуринъ. От Глухова до
Королѣвца 30 верстъ.
Генваря въ 22 день приидохомъ во градъ Батуринъ. И у градъ-
скихъ воротъ караулъ, московъския стрелцы на караулѣ стоятъ.
л. 18 об. И короулъ остановилъ нас у проежей // башни, стали насъ
спрашивать: "Что за люди? Откуды и куда едете? Есть ли де у васъ
проезжая грамота?" И мы имъ сказалися, что мы люди - мосъковския
жители, а едимъ во святый градъ Иерусалимъ Гробу Господню по-
клонитися. И они насъ повели до сьезъжей изъбы. И пятисотъцкой
принелъ у насъ листъ государевъ, и, прочетъши, велѣлъ насъ
отвести на дворъ стоять, и приказалъ намъ дать корму конемъ. А
гетмана въ то время не случилося дома: поехалъ въ Москву, къ
государю. И тутъ мы в Батуринѣ обѣдали и коней кормили. А хозяинъ
л. 19. дома, гдѣ мы стояли, зѣло намъ обѣдъ хорошей устроилъ. //
И, ядши хлѣба, того жъ дни изыдохомъ из Батурина вонъ.
Градъ Батуринъ стоить на рѣке на Семи на лѣвой сторонѣ на
горѣ красовито. Городъ земленой, строение в немъ поплоше
Глухова, и свѣтлицы гетманския рядъ дѣлу, не вычюроваты добрѣ.
И городъ не добрѣ крѣпок, да еще столица гетманъская! Толко
онъ крѣпокъ стрелцами московъскими, на караулѣ всѣ они стоят.
Тутъ цѣлой полкъ стрелцовъ живут, Анненковъ полкъ с Арбату*.
И гетъманъ, онъ веть стрелцами там и крепокъ, а то бы ево
хохлы давно уходили, да стрелцовъ боятца; да он ихъ и жалуитъ безъ-
л. 19 об. престани, и безъ них // пяди не ступить. От Королевца до Ботури-
на 30 верстъ.
Генваря въ 23 день приидохомъ въ Борзну. Градъ Борзна
токова же, что Королѣвецъ, или полутчи. И, ядъши хлѣба,