XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
133
Градъ Орелъ стоить в степи на нискомъ мѣсте на Окѣ-рѣке
на лѣвой сторонѣ. Городъ дерѣвянъной, ветхъ уже, жильемъ не-
многолюденъ; пристанъ соленая и хлѣбная зѣло велика - матица
хлѣбная! А Орелъ-река сквозъ градъцкое жилище течеть и
упала во Оку с левой страны. Лѣсомъ и дровами велми нужно. Цер-
л. 13 об. квей камѣныхъ // много; монастырь мужеской зѣло хорошъ,
ограда каменъная. И пребыхомъ мы на Орлѣ 5 дней; не было намъ
товарищевъ, затѣмъ много прожили. От Волхова до Орла
40 верстъ.
Генваря въ 11 день заутро рано поидохомъ на Кромы. И того
же дни приидохомъ въ Кромы, и тутъ мы обѣдоли. И зѣло около
Кромъ воровато, мы очень боялися.
Городъ Кромы самой убогой, нѣтъ в немъ и бозару. Люди в
немъ зѣло убоги, все шерешъ наголо, а живутъ что кочевыя
татары, изъбенки зѣло нужны.
И тут ядши хлѣба и поидохомъ въ Комарѣцкою волость. Зѣло
л. 14. было заметь // велика, вѣтръ противной. Нужно было конемъ, и
самимъ посидетъ нельзя, а егунье лошедей своихъ погоняють, ни
малѣхонка не норовять. Бѣда с ними! Многа и грѣха приняли,
неблагодарно было на них, коней у насъ злодѣи постоновили.
И идохомъ Комарецкою волостью от Орла до Сѣвска три дни.
И генваря въ 14 день приидохомъ во градъ Севескъ и стахомъ
у боголюбца. Мы же подахомъ ему грамотку от орленнина Евсе-
вия Басова, и мы ему не знаемы. И когда прочиталъ нашу
грамоту, той же боголюбецъ по той же грамотке сотворися намъ
л. 14 об. знаемъ, и зѣло насъ с любовию // принелъ. И сотвори трапѣзу
пространу, и созва своихъ сродниковъ и приятелей, и возъвесели-
ся с нами.
И во въторый день поиде с нами къ воеводѣ з грамотою
царскою, к Леонтию Михайловичю Коробину с товарищем. И
воевода, прочетъ царской листъ, спросилъ у мене: "Что-де тебѣ надо-
бить, подводы-де что ли?" И я ему сказалъ, что: "У насъ свои
кони есть, и я для того къ твоей милости пришолъ обьявитца: въ
листѣ къ тебѣ писано мене здѣ не задержать, что городъ здѣ
порубежной". И воевода мнѣ сказалъ: "Поежъжатя-ди, Богъ тебѣ
л. 15. въ помощъ!" Смиреной человѣкъ - воевода. И тако // мы изыдо-
хомъ из дому воевоцкаго.
Той же господинъ во 2 денъ такожде созва к себѣ сродниковъ,
и дърузей, и приказныхъ людей, и учрѣди насъ трапезою простра-
ною, и посълужи намъ добрѣ. Мы же возъвеселихомся добрѣ, и
метку было доволно. Такову намъ любовъ сотворилъ, якоже
искрений сродникъ. И все нами радѣлъ, всякою нужъдою пекся,