XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
132
Тексты
именемъ Иродионъ порекломъ Вязмитинъ, и возметь насъ со
всемъ к себѣ в домъ свой, и угости нас нарочито. И многия к намъ
гражъдане прихождаху, и в домы своя насъ бирали, и покоили
насъ добрѣ. И пребыхомъ у того боголюбъца два дни, поилъ и
кормилъ насъ и коней нашихъ.
Въ Белѣве люди зѣло доброхотны, людъ зѣло здоровъ и ру-
мянъ, мужескъ полъ и женскъ зѣло кърупенъ и поклончивъ.
А вода в городе нужна: все съ Оки-рѣки возят. От Лифина до
л. 11 об. Бѣлева 30 верстъ, толъко пространъныя тѣ версты. //
Генваря противу 5-го числа в нощи. Поидохомъ изъ Белѣва к
Волхову со орълениномъ Евъсевиемъ Басовымъ. А въ ту нощъ
стало морозить, зажоры великия были, нужно силно было. И при-
идохомъ въ Болховъ утре рано, на первом часу дни, и пребыхомъ
той денъ въ Волхове да ночи. И нача насъ той орленинъ к себѣ въ
гости на Орелъ звати. Нам же не по пути с нимъ ехати, но обаче
не преслушахомъ ево любви, поидохомъ до Орла с нимъ.
Градъ Болховъ стоить на рѣке на Нугрѣ на лѣвой стронѣ на
горахъ кърасовито. Городъ древянной, ветхъ уже; церквей каме-
л. 12. ныхъ есть от малой части; монастырь хорошъ, от // града якобы
поприще; рядовъ много, площедъ торговая хороша; хлеба быва-
етъ много, а дровами скудно. Люди в немъ невѣжи и дулѣпы, и
искусу у нихъ нѣтъ ни у мужеска полу, ни у женска, не какъ Колуга
или Белѣвъ, ети люди - своя мѣры дулѣпы. Спаси Богъ миленъ-
кихъ калужанъ и белѣвичъ, добрыя люди! От Белѣва до Волхова
40 верстъ.
Генворя въ 5 день в нощи, противу Богоявлениява дъни, въ
6-мъ часу. Поидохомъ из Волхова на Орелъ и нощъ ту всю идо-
хомъ. Нужда была великая: степъ голоя, а заметъ была болшая, и
мразъ былъ великъ - болно перѣзябли.
л. 12 об. И генваря въ 6-й, // на празникъ Богоявления Господня, при-
идохомъ во градъ Орелъ в самой выходъ, какъ вышли со кресты
на воду, и стахомъ у боголюбца, у посацкого человѣка у Ильи
Басова. И той боголюбецъ былъ в тѣ поры на водѣ, а когда пришелъ
с воды, и зѣло намъ обрадовался и учреди нам трапѣзу добру, а ко-
немъ овса и сѣна доволно. Покуды мы у него стояли въ его доме,
все насъ поилъ и кормилъ. Болши тоя любви невозъможно
сотворить, якоже Авраамъ Странъноприимецъ. И свѣдоша про насъ
христолюбцы, начаша насъ къ себѣ звати в домы своя и покоити
л. 13. насъ. Спаси // ихъ Богъ, добрыя люди - миленкия орляне! И люди
зѣло къ церквамъ усердны, и часто по вся годы ездят въ Киевъ
Богу молитца и зъ женами, и зъ детми, и с нами многия хотѣли
итьти во Иерусалимъ, да за телесными недостатками не пошли.