XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
131
Градъ Лифенъ стоитъ на Окѣ-рѣке на лѣвой сторонѣ, городи-
л. 9. на неболъшая. От Колуги до Лифена сорокъ вѣрстъ. //
Мы же поидохомъ чрезъ засеку ко граду Бѣлеву и минухомъ
тово дни Николу Гостунъскова. И, не дошедъ Бѣлева за 10 верстъ,
объвечерѣхомъ, и поидохомъ в ношъ ко граду. И аще бы не
случился с нами на пути доброй человѣкъ белѣвецъ, - спаси ево
Богь, - то бы намъ пути не найтъти ко граду было, вездѣ воды раз-
лилися; а ему путь вѣдомъ, такъ насъ отводилъ нуждъная мѣста.
И приидохомъ подъ градъ Бѣлевъ ко Окѣ-рекѣ, и в Спаском
монастыри 4 часа нощи ударило. И Оку-рѣку ледь ввесь взломало
и от брега далече отбило - перѣехать невозможъно. И тутъ, на
л. 9 об. брегу Оки-рѣки, // начують множество народа поселян: приехали
к торгу с хлѣбомъ и со всячиною. И мы тут же близъ ихъ табо-
ровъ стали. И той белѣвецъ, кой насъ велъ, пошелъ со мною
пути искатъ; и преидохомъ нуждою за Оку-рѣку по икрѣ межи
стругами.
Градъ Бѣлевъ стоитъ на Окѣ-рекѣ на лѣвой странѣ на горѣ,
високъ, красовитъ; жильемъ с половину Калуги; градъ древяной,
ветхъ уже.
И приидохомъ к нему в домъ, и подружия его въстретила насъ
с любовию и сотворила намъ вечерю добру. Той же боголюбецъ
тоя же нощи сыномъ своимъ, связавши везанку сѣна, пошелъ въ
л. 10. таборы // за Оку-рѣку к нашей братии, а меня, грѣшнаго, не отпу-
стилъ изъ дому своего и посла ми одръ. И тако уснухомъ до
заутра, забыхомъ путную нужду. Той же боголюбецъ тоя же нощы,
отнесши корму конем, возъвратися в домъ свой, а тамо зъ
братнею нашею оставилъ сына своего.
И утрѣ востахомъ и на первом часу приидохомъ ко брегу Аки-
реки. И Ока-рѣка зѣло наводниласъ той нощи, и едва с великою
нуждою преидохомъ на онъ полъ рѣки къ братии нашей. Братия
же наша зѣло намъ обрадовались и стали промышлять, како бы с
л. 10 об. возами переправится. И градцкия жители мо//ломошныя стали
промыслъ чинить, как бы переправу здѣлать, и стали икры
наводить в порожънихъ мѣсътахъ, и тако здѣлали перѣездъ. Такожде
и мы перѣехали, дали перевозъ и поидохомъ с миромъ во градъ
Бѣлевъ. И перѣвощики миленкия свѣдали, что мы едѣмъ во свя-
тый градъ Иерусалимъ, и, нагънавши насъ на пути, отдали намъ
перевозъ, а сами стали с нами прощатся. Спаси ихъ Богъ, милен-
ких, добрыя люди - бѣлевича!
И приидохомъ в домъ к тому же боголюбцу. И приидохомъ мы
въ Бѣлевъ генваря во вторый день. И покоилъ насъ добрѣ и ко-
л. 11. ней нашихъ. И прииде // к намъ боголюбецъ, посацкой человѣкъ,