XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
13
воровато, мы очень боялися. Городъ Кромы2 самой убогой, нет в
немъ и бозару3. Люди в нем зѣло убоги4, все шерешъ наголо, а жи-
вутъ что кочевыя татары5, избѣнки зѣло нужны. И тутъ ядши
хлѣба и поидохомъ в Комарецкую волость*. Зѣло была заметель
велика, ветры противныя. Нужно было конемъ, и самимъ
посидеть нелзя, а егунье* лошадей своих погоняютъ, ни малехонко не
наровят. Беда с ними! Много и грѣха приняли, коней у нас злодѣи
постановили. И6 идохомъ Комарецкою волостью от Орла до Сев-
ска* три дни.
Генваря въ7 14 день пошли во градъ Севскъ8 и стали у бого-
любца. Мы же подахомъ ему грамотку от орлянина Евсевия
Басова, а мы ему не знаемы. И когда прочел, стал нам знаемъ и при-
ятенъ и зѣло насъ с любовию принял. И сотвори9 трапезу про-
л. 9. странну, и созва своих сродниковъ, и возвеселися // с нами.
И !во вторый день поиде с нами к2 воеводѣ з грамотою
царскою, къ Леонтью3 Михайловичи) Коробину* с товарыщем. И
воевода, прочетъ царской листъ, спросилъ у меня: "Что-де тебѣ
надобны4 подводы5?" И я ему сказал, что у насъ свои кони есть. "Я,
мол, для того к твоей милости пришолъ6 объявится7, что в листѣ к
тебѣ писано меня здѣ не задержать, что городъ зде порубѣжной".
И воевода мнѣ сказалъ: "Поезжай, Богъ да тебѣ в помощь!"
Смирной человѣкъ - воевода. И тако мы пошли из дому воевод-
скога8.
Той же господинъ во9 2 день такожде созва к себѣ сродниковъ
и друзей, и учреди нас трапезою пространною, и послужи10 нам
добрѣ. Мы же веселились доволно, и медку было много. Такую11
нам любовъ сотворилъ, якоже искренний сродникъ. А12 все намъ
радел: и в таможне печать пропускную взялъ, и проводника намъ
дал дорогу указывать. Спаси ево Богъ за ево любовъ! Дивной13
сей14 человекъ! Ажио есть у Бога-та15 еще добрыхъ-та16 людей
много: спастися миленкой всячески хощетъ! //
л. 9 об. Град Севскъ стоит на рекѣ на Севѣ. Город деревянной1, другой
острокъ дубовой, третей земляной. Город Севскъ хорошъ, ряды
хороши, торги хорошия. А люди в немъ живутъ все служивыя,
мало посадскихъ2, и московские тут есть стрелцы - и все люди зѣло
доброхотны и приветливы. Тутъ и денги всякия3 меняютъ: чехи на
московския и талери4*. И пребыхомъ в Севскѣ два дни. От Орла до
Сѣвска 120 верстъ.
А день уже к вечеру преклонился, поидохомъ из Севска
генваря въ 16 день в малороссийския городы за рубѣжъ. И отошли от
Сѣвска 15 верстъ, тутъ стоит застава из Севска. И вопроси5 у насъ
печать6, мы же имъ отдахомъ и тутъ у нихъ7 шалаша вмѣсте с