XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
123
И во 2 день пошли в Печерской монастырь, в лавру преподоб-
ныхъ отецъ нашихъ Антония и Феодосия. И были в церкви
соборной, и лобзали образъ Пресвятыя Богородицы чюдотворный1.
Потом пошли в пещеру Антониеву и тамо мощи святыхъ всѣхъ
лобзали; и, помолившеся, изыдохом. И пошли в Феодосиеву, и
тамо такожде мощи святыхъ лобзали. И оттоле пошли в монастыръ,
и ходивше по монастырю доволно. А сами удивляемся
человеколюбию Божию: како в такую далнюю2 страну ходихомъ и назад
возвратихомся. А когда мы шли во Иерусалим, и тогда приходили
л. 156 об. в монастырь Печерской, и молились преподобным3 // отцемъ, и
обѣщали1, что естли, Богъ даст, сходимъ поздорову, то не
возвратимся инымъ2 путемъ, но тѣм же путем к вамъ, отцы преподоб-
нии, пришедъ, поклонимъся3 и обѣщанной долгъ вамъ, отцы свя-
тии, отдадимъ. И преподобнии отцы Антоний и Феодосии
молились за нас, и за молитвъ их, преподобныхъ отецъ нашихъ, Богъ
насъ сохранилъ от всякихъ наветовъ4 вражиихъ. И тако мы
молитвами ихъ дошли града Киева и достигли святую обитель
преподобныхъ отецъ Антония и Феодосия. И тако, поклонившеся,
изыдохомъ.
И сведавши5 про нас жители града Киева, мещане6 и служилые
люди московскихъ полковъ, и стали нас к себѣ зватъ в гости.
И зѣло нам ради миленкия, и покоили насъ. И полковники за нами
присылали, к себѣ в дом звали, да мы за недосугами у нихъ не
были. Звали для речей, что видели в Турецкой землѣ7. //
л. 157. Потом дождались мы калужени1: приехали къ ярмонки2 к
Успениеву дни*. А когда увидели насъ, и зѣло намъ обрадовалися,
и взяли меня к себѣ на двор хлѣба есть, и много было вопросовъ
от нихъ о похождении нашемъ. Потомъ приѣхалъ любѣзный3
нашъ другъ Давыдъ Стефановичъ со своею дружиною. А когда
мы его увидели, а онъ насъ, и тогда мы обои от слезъ не могли
удержатися, и зѣло мы другъ другу обрадовалися. Спаси Богъ
Давыда Стефановича4, много нашимъ путемъ раделъ! А когда5
приѣхал назад в Киевъ, и тогда нас не забыл и з дружиною своею.
И тако мы той день зѣло в радости были, и 6все, и ту7 путную
скорбъ забыли. Будто наши искренний сродницы! Потомъ и
множество калуженъ8 приѣхало9, и всю ярмонку10 с ними добре
проводили, в радости11 и веселии.
л. 157 об. И жили мы // в Киевѣ шестъ не дел ъ, и обход ихом многия свя-
тыя отеческия мѣста. И в пустынныхъ мѣстахъ были, и пустын-
ныхъ жителей видели, и доволно ходили по пещерамъ. Покудова в
Киевѣ жили, всѣ в Печерской монастыръ хаживали, и зѣло наша