XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
118
Тексты
Мы же того дня 13не отпустихомся: ветру не было. И того дни14
в вечер противъ Сошествия Святаго Духа* поемъ мы вечерню -
анъ приѣхали турки к намъ на кораблъ15 χ купцам товар16 досмат-
л. 149 об. ривать // да и взошли на карабль. А мы в тѣ поры поем стихеры,
такъ мы ладону напустили поболе росова1*, а турки ладоннаго2
духу не любятъ, а ладонъ вездѣ по караблю разошолся3. Они же
увидели, что караблъ полнъ ладону напущенъ, тогда залопотали,
стали насъ бранитъ по-турецки. А сами ис корабля4 побѣжали, такъ
мы по тѣхъ мѣст ихъ и видели, а то бы наши купцы были от них
рублей бѣз десятка5.
Мы же того дни после обѣда и стали отпущатся в море на
ширину, и на вечер внидохом в море в болшое6, и тако пошли к
Дунаю. И ту нощъ добраго7 ветру намъ не было, такъ шаталися и
туда и сюда. И поутру все тож, не было намъ ветру доброго8 до
пятницы. И в пятницу взялъ насъ ветр доброй, и в самыя заговены
на вечер с моря внидохом в Дунай-реку. Мало отшедши от устья
л. 150. реки Дуная, где в море впало, да и начевать // стали на пустом
мѣсте, тутъ и заговливали.
И утре в понеделникъ Петрова поста*, вставши, пошли бѣче-
вою вверхъ по Дунаю; и пришли в третий день под град турецкой,
имя ему Тулча; а шли и бѣчевой, и парусомъ. А Дунай-река зѣло
куликовата и уска, многими разшиблася гирлами. И тутъ мы под
тѣмъ городком стали.
И утре рано приѣхали к намъ на кораблъ1 турчана товаров и
лишних людей, неволниковъ, досматривать. Взошли на кораблъ2
Зда и стали досматривать4. Потом и нашъ указъ турок5 прочел
да и сказалъ: "Нетъ де мнѣ дѣла до папаса6 и до рухледи его7.
Вы-де, московъ бозыряны8, дайте-де9 вы с своего товару
пошлину". Такъ наши купцы заупрямились, пошлины не стали даватъ.
Так турчанинъ, началной человекъ, взявши указы наши в город
да и списал, а в вечеру к намъ прислалъ. А списки прислал в Ки-
л. 150 об. лию-град къ изупаши*, по-нашему к10 полковому воеводе. // А изу-
паша в тѣ поры стоял в Килии с войском турецкимъ. В тѣ поры
белогороцки татары1 збунтовали2, а от турка отложились да
волохи все разорили. Такъ тотъ паша от турка присланъ розыс-
кивать и волохомъ грабежное добро отбирать на нихъ впятеро:
у кого взяли лошадь татары, такъ на нихъ доправить за одну
лошадь 5 лошадей.
Потомъ, на четвертой день, пришол3 указъ от паши, что 4на
московскихъ купцах брать5 пошлина. Такъ турчанинъ и приѣхал
на кораблъ6 правитъ пошлину. Такъ наши купцы не похоте-