XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
116
Тексты
Да так-то в том шуму на камень кораблъ и ударился, чють не
пропал было корабль8, и с людми. Да еще-то Богъ помиловал, что ти-
хонко потерса9 о каменъ.
И утре рано, поднявши парусы, пошли под Царъград10. И на
л. 146 об. другой день после полденъ // пришли под Царъград1. И в среду
четвертой недели по Пасце, в Преполовение*, и стали на якоряхъ на
Бѣлом море противъ Царяграда, не дошедъ пристани2 версты з
двѣ, гдѣ корабли пристаютъ. Потомъ к нашему кораблю приѣха-
ли ис таможни турки и стали на корабле3 4товаръ досматривать5.
Потом стали нашу рухледъ разбивать, такъ я имъ показалъ салта-
на турецкого листъ, такъ они и не стали разбивать. А началной ту-
рокъ в честь у меня попросил чотки6 иерусалимской7, такъ я ему
дал, а крестъ с нихъ снялъ. Такъ онъ стал говоритъ: "А ставросъ-
де на что снимаешъ?" И я ему молвилъ: "Да босурманъ8, молъ, не
требуетъ ставроса". Такъ онъ9 разсмеялся: Έ, попасъ, гайда-де,
гайда, поспешай-де! Вашъ московской10 бозыръянъ11 скоро ѣдетъ
к Москвѣ, так дѣ тебѣ с ними хорошо12, они-де уже выбираются с
товарами въ Ениково-село*". И я, какъ услышалъ, что еще наши
л. 147. московския купцы // не уехали, такъ я зѣло обрадовался. Да
нанявши коикъ и убравшися с рухледью, да поклонился1 раизу, да и
поѣхали на Фенаръ* в метоху2 Иерусалимскую. И приѣхали в
мѣтоху, и игуменъ намъ радъ, сталъ здравствовать: "Здорова3 ли
де васъ Богъ носил4?" Мы же ему грамотки подали от наместника,
а онъ намъ далъ келью и хлѣба прислал и вина, всего доволно.
Потомъ пошли в селдеган* к московскимъ купцам, и еще они
не уѣхали въ Ениково. И купцы намъ зѣло обрадовалися, нашему
пришествию. Калуженинъ5 Иванъ Кодмин6 и братъ ево Ерастъ
Стефановичи, спаси их Богъ, трапезу намъ зѣло устроили добрую,
и ренскова7 было доволи8. Рады9 миленкия, а сами говорят намъ:
"Слава-де Богу, что вы насъ застали! Хороше-де с нами ѣхатъ к
Москвѣ. Мы-де вамъ не чаели назад выѣхать". И зѣло удоволися
л. 147 об. на трапезе10; и, вставши от трапезы, // воздали хвалу Богу; потомъ
пошли гулятъ по Царюграду.
Потомъ, на третей1 денъ нашего пришествия, учинился бунтъ
в Цареградѣ от янычаръ турецкихъ. Сказана была имъ, яныча-
рамъ, служба - итить на катаргахъ на Черное море под Керчу и
на Кубанъ2-реку, в мори устья заваливатъ каменьемъ, чтоб
московския корабли3 с войскомъ не пришли*. И тѣ янычары4
пришли к пушкарскому двору у5 головы6 жалованья просить, и
голова жалованье имъ выдалъ полное. А янычары7 стали просить за
прошлыя годы от азовской службы8 походное жалованье*. И
голова сказалъ: "Мне-де указу такова от салтана нетъ, чтоб вамъ