XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
113
до Родоса-града, однакожъ Богъ спасъ его; а кораблъ1 былъ
христианской, греческой.
Потомъ на Вербное воскресение2 разбойники поймали попа да
дьячка. И, поимавъ, пытали, спрашивали у нихъ: "Сколко-де
стоит караблей3 под градомъ?" Такъ они сказали: "20 караблей сто-
ятъ" - такъ они4 ихъ и отпустили. Потомъ учинился в городке
великой моръ, такъ корабли и пошли от городка прочъ на другую
сторону, в другой лиманъ, под горы зѣло высоки. И под тѣми
горами стояли с неделю. Тутъ и Свѣтлое воскресенье взяли. И зѣло
печално было: такой пресвѣтлой праздникъ в пустом мѣстѣ
взяли. И в Свѣтлое воскресенье раизъ прислал мнѣ яицъ и молока.
Спаси ево Богъ, миленкого! Часто к себѣ5 обѣдать зывал.
Потом в самой праздникъ после обѣда пошли корабли опятъ
под город и стали на якоряхъ. А нужда стала: хлѣба на корабляхъ6
л. 142 об. не достало. У нашего раиза много брали сухарей на все // карабли1,
у него было запасу много. Человекъ онъ старинной, 40 лѣтъ уже
на корабляхъ2 ходит, такъ всякия нужды видал3.
А когда мы стояли под горами, и тутъ мы в горахъ видели
идолския капища древния*. И мы по тѣм горамъ гуляли и4 в тѣхъ
капищахъ внутръ ихъ были. Диво да и все тутъ, какая-то на
людей-то5 слепота была! А гробищи6 пусты, костей нетъ ничего.
И капищи7 выбиваны ис камени8 кирками и некладеныя. А
гробищи9 поставлены зѣло на высокихъ горах, едва с нуждою10 взойти;
и нынѣ на тѣхъ горахъ турецкия села.
Потом в среду на Свѣтлой недѣли увиделъ караулщикъ11 з
горы, что идутъ голены турецкия с войскомъ нас выручать. И кора-
улъ12 стал кораблям13 кричать14, такъ с кораблей15 турки, греки
побежали, и мы туда же пошли смотреть. И когда мы увидели
голены турецкия, и зѣло обрадовались. Все16 к ночи пришли к намъ, и
разбойническия все побѣжали в пучину. И в вечере прибѣжалъ
л. 143. сандал с голенъ съ янычары // к нашим кораблям, и велѣли утре
выходитъ вонъ на море.
И в четвертокъ на Светлой недели стали наши карабли1 поды-
матся и пошли на море. И шли корабли подлѣ гор, а голены
турецкия от моря, от степи, а иныя позади нашихъ кораблей шли,
обѣрегали от разбойников.
И на другой день пришли в Родосъ, город турецкой. И тутъ
корабли не приставали: ветръ былъ доброй2 - и пошли мимо. А
когда верстъ зъ 10 отошли, тогда из города ис пушки трижды3
выстрелили, и корабли все остановились. Потомъ вѣдомость пришла
из города, чтоб оберегалися, что разбойническия голены прошли.
Потомъ мы дождались4 голенов да и пошли вмѣсте.