XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
112
Тексты
раиза задор бѣрет, что корабли пошли, а онъ отсталъ, такъ
сердить былъ зѣло. Мы в тѣ поры к нему не потходили1, какъ онъ
убирался. Потомъ тотъчас2 велѣлъ парусы поднимать, да и
пошли. Потомъ нашъ раизъ сталъ весел, такъ мы подшед къ нему да
и поклонилисъ. Такъ и онъ намъ поклонился, а самъ молвилъ:
"Добро3-де тебѣ будет, сиди здеся!" Да и велѣлъ мнѣ мѣсто хоро-
шеѣ очиститъ, а сам под мѣсто рогожи стелетъ. Спаси ево Богъ,
миленкого, доброй былъ человѣкъ! И хлѣбъ намъ велелъ давать,
и всячину, что ни варятъ - все велит давать.
И шли мы четверы4 сутки, потом на четвертой5 день стали
горы показыватся. И на вечер подошли под град Мирликийской,
гдѣ Никола6 Чудотворецъ7 родился*. Потом к ночи вѣтру добро-
л. 141. го8 намъ9 не стало. И сталъ // нашъ корабль ходить по морю то
туды1, то сюда2, чтоб не стоятъ, а прибыли нѣтъ. И тако ночъ
всю шатался. Наутрие3 по морю появилосъ кораблей много: ко-
торыя преждѣ4 нас пошли, все тутъ стояли. Потом караулщикъ5
нашъ сверху6 крычитъ, что идутъ-де карабли7 разбойническия.
Потомъ мы смотримъ - анъ и всѣ корабли поворотили к
нашему кораблю. Потом и наш раизъ велѣлъ кораблъ назад
обратить, да и пошли под городокъ Костелоризъ*. А когда мы стали
входить в ворота меж гор в лиманъ, тогда из городка к войску
выѣхали граждане и сказали намъ8, что в городке мор естъ.
Такъ нашъ раизъ хотѣлъ назад поворотить - анъ бѣжать и
некуда: тутъ, в городке, мор, а назади9 разбойники. Такъ10 некуда
деватся стало, да и положилися на волю Божию, и пошли под
город11, и стали на якоре. Потомъ за нами пришли все корабли ту-
л. 141 об. рецкия да и стали; а разбойническия карабли // за лиманомъ1
стали на воротѣхъ да и не выпустятъ никово. Всѣ тутъ, сталъ путъ,
некуда деватся!
И на третей2 день на турецкомъ карабле3 умер раизъ-турча-
нинъ. Бился с разбойниками: такъ онъ4 от нихъ отбивался; такъ
они, разбойники, у карабля дерево подбили да сопецъ разбили, а
раизу руку отрубили - так он в третий день и умер. Α забѣжали
наши корабли в тотъ лиманъ в среду Крестопоклонную*, и стояли
мы под тѣмъ городкомъ до Святой недели. Потомъ стали раизы
сьезжатся5 да думатъ, какъ бытъ. И придумали: послали почту в
Царъград к салтану, что разбойники не выпущаютъ. И зѣло ту
6наше житие было7 печално. А когда мы под тѣмъ городом8
стояли, и в те поры на одном корабле моръ сталъ. И зѣло намъ была
нужда: харчъ приѣли, а взять9 негдѣ, а людей на корабле10
остается немного. Так раиз дождавши вѣтру добраго и пошел пна уход12
л. 142. сквозь разбойническия // корабли. И гнали за нимъ верстъ зъ 200