XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
111
И на вечер пришли под Домятъ. И тутъ пришли к намъ на ко-
раблъ арапы, да и взяли нашу рухляд4, да и понесли в метоху.
И игуменъ насъ встретилъ5 с честию да и дал намъ келью, обедъ
намъ устроил. И мы ему от наместника грамотку подали, а в гра-
моткахъ писано, чтоб об нас раделъ, чтоб намъ кораблъ дабыл6
в Царъград7. Потом игуменъ сталъ намъ кораблъ8 добывать и
добылъ доброй греченина Ивана, а проименование ему9 Холова10.
А жили мы в Домяти недели з две.
Потомъ в Домяти учинился бунтъ от турок, и дня зъ 211 и
торгу не было, а нас игуменъ из монастыря вонъ не пущал. И помалу
бунтъ утишился12, и мятежъ был в народе великой. Пришол13 от
л. 139 об. турка указъ, чтоб малыми денгами не торговать, да чтоб туркам //
вина не питъ и не шинковатъ, а греком бы платья зеленого,
красного не носитъ, но1 носитъ бы черное, бѣлое. Такъ за то было
учинился бунтъ. А в Домяти пришла2 в тѣ поры слава, что будто
турецкой салтанъ приѣхал и ходит по Домяту3 скрытымъ обра-
зомъ. Такъ турки всѣ улицы мѣтлами мѣли, опасалися. Оне
чаяли: и вправду салтанъ пришол4 - анъ всево тово ничего не бывало,
такъ мялися.
Потом, пред походомъ нашимъ, звал меня архимандритъ
Домяцкой обѣдать. Обѣд зѣло хорошей устроил, всего было
много наспето. А тотъ архимандритъ бывалъ на Москвѣ за
милостынею. А когда, обѣдавъ, я пошел от него, такъ онъ мнѣ далъ на
дорогу с пуд финиковъ. Зѣло добръ архимандритъ да и разуменъ!
Мнѣ он много разсказывал5, какия тутъ на него бѣды бывали от
турокъ, какъ ево грабили и церковъ. Невозможно его бѣд
писанию предать!
л. 140. И жили мы в Домяти недели з двѣ, // потому стояли: карабли
стали2 отпускатся и на устье3 Нила4 к морю и тамъ в малыя пере-
гружатся. А мы дня с5 три спустя ихъ после наняли коикъ да и
поѣхали с рухледью к морю - анъ еще нашъ не вышел карабль6 на
море, такъ мы и стали противъ заставы7. И тут насъ остановили
и стали нашу рухлѣдъ досматривать, такъ я юмрукчею подалъ
салтанской листъ. Такъ онъ прочетши да и не велѣлъ разбивать8
рухлед, велѣл намъ полату9 очистить, гдѣ намъ стоятъ, докудова10
кораблъ пойдет. А сам юмрукчей спросил у меня: "У ково-де ты
идешъ на корабле11?" И я сказал, что у Холова12. И турчанинъ мнѣ
сказалъ: "Пеки адамъ, доброй-де человекъ Холава, я-де знаю.
Поиди-де з Богом!" И тутъ мы на заставѣ жили два дни.
Потом, седши в коикъ и1314рухлѣд положа15, да и поехали χ
кораблю. И подъѣхавъ χ кораблю с рухлѣдью, и сели на корабль.
л. 140 об. А иныя карабли16, убравшися, пошли // к Царюграду. А нашего