XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
11
найти ко граду: нужно силно было, вездѣ воды разлилися; а ему
путь вѣдом, такъ насъ4 обводилъ нужныя мѣста.
И приидохомъ под град Бѣлевъ ко Оке-рѣке, и в Спаскомъ5
монастыре* 4 часа 6ударило ночи7. И Оку-реку ледъ весь взломило и
от брега далече отбило - переѣхать невозможно. И тутъ, на брегу
Оки-рѣки, начуетъ8 множество9 народа поселянъ: приѣхали к
торгу с хлѣбомъ и со всячиною. И мы тутъ же10 близъ ихъ табаровъ11
стали. И той бѣлевецъ, кой насъ велъ, пошелъ со мною пути
искать; и преидохом с нуждою за Оку-рѣку по икре межу стругами. //
л. 6. Градъ Бѣлевъ стоит на Оке-рѣке на левой странѣ на горѣ, вы-
сокъ, красовитъ; жильемъ с половину Калуги; град древянной1,
ветхъ уже. И приидохомъ к нему в дом, и подружия ево встретила
насъ с лкэбовию и сотворила намъ вечерю добру. Той же бого-
любѣцъ тоя же нощи с сыномъ своим, связавши вязенку сенца,
пошел в таборы за Оку-рѣку к нашей братьи, а меня2 не отпустилъ
из дому своего и 3посла ми4 одръ. И тако уснухомъ до заутра, за-
быхъ путную нужду. Той же боголюбецъ той же ночи, отнесши
корму конем, возвратися домой, а тамо з братиею нашею оставил
сына своего.
И утре востали, и на парвомъ часу (поутру)5 пришли ко брегу
Оки-рѣки. И Ока-рѣка зѣло наводнилася той ночи6, едва с
великою нуждою7 преидохомъ на онъ полъ рѣки к братии нашей.
Братия же наша зѣло намъ возрадовались и стали промышлять, как8
л. 6 об. бы с возами переѣхать. И градския жители маломощныя9 стали //
помышлять, как бы переправу здѣлать, и стали икры наводить в
порожнихъ мѣстахъ, и тако здѣлали переѣзд. Также и мы пе-
реѣхали, дали перевозъ и поидохомъ с миромъ во градъ Бѣлевъ.
И перевощики милѣнкия1 свѣдали, что мы ѣдемъ во святый градъ
Иерусалимъ2, и, нагнавши насъ на пути, отдали намъ перевозъ,
а сами стали с нами прощатся. Спаси ихъ Богъ, миленкия3, добрыя
люди - бѣлевича4!
И приидохомъ в домъ к тому же боголюбцу мы генваря во
2 день, и прибыхом той день и нощь; покоилъ нас добре и коней
наших. И прииде к намъ боголюбѣцъ, посадской5 человѣкъ, име-
немъ Родионъ Вязмитинъ6, и возметъ насъ со всемъ к себѣ в дом
свой, и угости насъ нарочито. И многая к нам граждане прихожда-
ху, и в домы своя 7к себѣ8 насъ бирали, и покоили насъ добре.
И пребыхомъ у того боголюбца два дни, поилъ и кормил насъ и
коней наших. В Бѣлевѣ люди зело доброхотны, люд зѣло здоров
л. 7. и румянъ, мужескъ пол // и женскъ зѣло крупенъ и поклончивъ.
А вода в городе нужна: все со Оки-рѣки возят. От Лифина до Бе-
лева 30 верстъ, толко пространные тѣ вѣрсты.