XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
107
И того дни минули село Емъмаусъ1 и дошли до града Ромеля.
И пришли в метоху, и старецъ того подворья принел2 нас с любо-
вию. А мы зѣло с пути утомилися, и старецъ поднес намъ вина
церковнаго; а нам з дороги горелка3 зѣло в ползу. И препочивши
мы ту нощъ, утре рано извощикъ привелъ намъ коней, мы же
убравшися и пошли ко граду Иопии.
И того же дни пришли во Иопию и стали на подворье Иеруса-
лимскомъ. И старецъ-попъ принялъ насъ с любовию4, угости
нас трапезою оби л но. А когда мы шли от Еру салима5 до
пристани, и намъ на пути от арапъ зла никакова не учинилосъ. Слава
Богу-свету! Извощикъ-арапъ от нихъ, сабакъ6, все насъ очищалъ
тѣми нашими данными ему денгами. А когда мы наедемъ, они
лежат, что собаки, свернувши; какъ увидятъ насъ, такъ и7 вскочат8
да и бросятся на нас. Такъ мы укажемъ на извощиковъ, такъ они
л. 134. к нему9 кинутся. А мы // в тѣ поры ну да ну впередъ по дорогѣ1, да
так-то Богъ и спасъ насъ от всѣхъ бѣдъ. А за извоз мы давали по
два талера на коня, а ходу полтора дни. А всякому человеку по два
коня, а иныя и пеши шли, толко под рухледъ наимовали.
А когда мы пришли на пристанъ во Иопию, и в тѣ поры2
кораблей3 не было. И намъ4 было зѣло о томъ печално. Какъ такъ,
что кораблей нетъ? Что дѣлать? Стала наша дорога. А градъ
пустой, харчу нетъ, зѣло убогое мѣсто - гладом было умерли, тутъ
живучи. А у турокъ, собакъ, в то время прилучился их празд-
никъ*. Месяцъ целой они5 постятся, такъ на базаре не добудешъ
никакова харчу6. Α хлѣбъ уже вынесутъ на вечер, какъ солнце
станетъ садится, и тот весъ разорвуть турки. А иныя у нас и день
иной целой не ѣтчи7 бываютъ. А жили мы тутъ на пристани две8
недели.
л. 134 об. А когда мы пришли на пристань, такъ попъ чорной9, кой //
тута живетъ в метохи, на другой день взбѣсновался, такъ мы вси1 ту
нощ над нимъ возилися2. Былъ у нас крестъ московского литья
медной, такъ тѣмъ крестом ево всѣ ограждали. А диявол-отъ в
немъ крычит: "Студено-де, ознабили3-де меня!" Да4 указываешь ко
иконамъ на полку: "Вон де ставрос деревянной5, темъ-де меня
ограждайте, а6 етем-де ознобили меня!" А тотъ крестъ не по
подобию написанъ: двоечастной, а не троечастной* - такъ диаволу7-то
хочется, чтоб я ево темъ крестомъ ограждалъ, ему уж то лехче.
А я таки не слушаю, ограждаю да даю целоватъ ему. А онъ
зубами скрежещет, съестъ меня хочетъ8. Да Богъ ему не попустил,
такъ онъ мнѣ 9ничего зла10 не учинилъ. И так-то мы с нимъ да11
полуночи провозились. Такъ онъ утомился да сталъ просится:
"Дай-де мнѣ отдохнуть!" Такъ мы ево положили на постелю, такъ