XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
106
Тексты
твоя". И от того часа1 поят ю ученикъ в тотъ дом свой*. В томъ
дому было сошествие Святаго Духа на святыя апостолы в день пять-
десятный2*. В томъ дому и преставление быстъ Божия Матери3. В
той же дом по воскресении прииде4 Христосъ ко ученикомъ, две-
рем затвореннымъ, ученикомъ собраннымъ, и показа Фоме руце и
ребра своя*. На той же горѣ гроб святаго первомученика Стефана.
На той же горѣ естъ пещера, гдѣ Давыдъ Псалтырь5 сложил.
На той же горѣ аггелъ6 Господенъ отсекъ руку жидовину,
прикоснувшемуся гробу Пресвятыя Богородицы*. А от дому Иоанна
Богослова на левую страну - Голилея7 Малая, тамо первѣе по
воскресении своем Христосъ из мертвыхъ явися*. И8 та вся мѣста на
Сионской горѣ. А домомъ Зевѣдеовым владеют нынѣ армяна9
проклятые10, у турка купили. //
л. 132 об. Потом пошли за грацкую1 стену в пещеру Варухову*; та
пещера от градской2 стены якобы вержениемъ из лука. И в той пещере
живутъ махометанския диаволския3 пророки. А та пещера
ограждена и зѣло велика. А сказываютъ про ту пещеру: "Когда плененъ
быстъ Иерусалимъ, Иеремия Пророкъ веденъ былъ в пленъ и
тамо пребыстъ, в Вавилоне, семдесятъ4 лѣтъ. Варухъ же Пророкъ,
жалѣя учителя своего Иеремию5 и6 Ерусалимова разорения7, и
затвори себя в той пещере, и плакашѣ о разлучении учителя своего
Иеремии8, недомыслиемъ себѣ9 смотряя, даже до возвращения
людскаго затворенъ быстъ в пещере вне града же. Людие ко
Иерусалиму возвратишася, тогда и Варуху, ис10 пещеры изшедшу,
Иеремию погребѣ". И та пещера зѣло удивителная11; прежде сего
бывала внутръ старого12 града, а нынѣ внѣ новаго града, за
стеною13 градскою. И многия знатъ полаты старого14 града Иерусали-
л. 133. ма, строение и сады; и15 нынѣ тут // всѣ пусто, пещера Варухова.
Генваря въ 18 день поидохом мы в пятницу пред Неделию1
мытаря и фарисея* из святаго града Иерусалима. И намѣстникъ
патриаршей приговорил намъ извощика-арапа, христианина
греческой вѣры. И тако мы, убравшися на кони, пошли из града и,
вышедъ за градския врата, стали на поли2 ерусалимском3. И прика-
залъ насъ питропос проводитъ толмачу4-старцу; и толмачъ, вы-
проводивъ5 за градъ, стал извощику приказывать, чтоб насъ в
целости на пристани поставил и никакой бы шкоды6 не учинил.
А намъ стал толмачъ говорить: "Естли де извощикъ вам7 на пути
кое зло учинитъ, то де пишите ко мнѣ, я-де на немъ за рублъ
20 рублевъ8 доправлю". И велѣлъ намъ толмачъ дать извощику,
всякому человеку, по 60 пар на роздачу9 по дороге арапомъ-раз-
бойникомъ, чтобы10 насъ не трогали. И тако мы, убравшися сов-
л. 133 об. семъ, // пошли, Богу помолясь, в путъ свой на пристань морскую.