XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
105
темно в пещере, ничего не видать. А та пещера стоитъ над юдолью
Плачевною; а юдоль Плачевная пошла под лавру Святаго Саввы
Освященного и к Содомскому морю. А сказывают, что тою
юдолью Плачевною в день Страшнаго праведнаго суда Господня река
огненная потечет*.
О ДОМЪ ДАВЫДОВЪ
Дом Давыдовъ стоит от западной страны у вратъ Лидскихъ, и
от Египта приходят в тѣ же врата. Домъ Давыдовъ приделанъ к
градской1 стене: 3 стены внутръ града, а четвертая2 градская3.
Кругъ ево4 копанъ ровъ, а чрезъ ровъ мостъ, прежде сего бывалъ
л. 131. каменной, а нынѣ древяной5. А у вратъ // великаго дома лежат
пушки болшия и сторожа, караулъ великой, стоятъ турки и
арапы1, янычара. А живутъ в немъ турки, а християн2 не пущаютъ.
А величиною тотъ дом - какъ из лука перестрелить; а равенъ и
поперегъ, и вдоль. А хоромъ в немъ разве одна полата, из нея же
Давыдъ виде Вирсавию, мыющуюся3 в виноградѣ*. И мы в томъ
доме4 были, турки нас пущали: а мы имъ дали подарокъ, такъ они
нас водили в полату Давыдову. А5 в полате живетъ турчанинъ.
Толко одно окно, и другое6 - в предѣле, а в полате на окне яма в
камен вогнулася.
А сказываюсь про ту ямицу: "Когда7 Давыдъ Псалтырь8
писал*, так-де возлегъ лактемъ9 опочнуть на тотъ камень". Тут го-
ритъ кандило с маслом древяным день и нощь; а ставят то канди-
ло турки, почитаютъ Давыда. И мы тотъ камень целовали. А что
глаголетъ Святое Писание: "В дому Давыдовѣ страхъ ве-
л. 131 об. ликъ"*, - // и нынѣ в том дому страху никакова нетъ, и в немъ
турки живут. И ту будетъ совершатися таинство во время страшнаго
Христова пришествия. От того же дому Давыдова естъ потокъ
сухъ под градскою1 стеною, имя потоку тому - юдоль Плачевная,
идеже хощетъ тещи река огненная в день Страшного2 суда.
А на полуденною3 страну града у врат за стеною стоит гора4
Сионъ* - мати церквам, Божие жилище. На той же горе прежде
сего бывалъ монастыръ, а нынѣ турецкой мечетъ, в немъ же турки
живутъ. На той же горѣ близ грацкой5 стены домъ Заведеовъ6,
отца Иоанна Богослова*. В томъ дому тайную вечерю сотворилъ
Исусъ со ученики своими*. В том дому Иоаннъ7 возлеже на перси
Господни*. В томъ же дому жила Пресвятая Богородица, егда
л. 132. Господь нашъ Исусъ Христосъ, стоя на крестѣ, // глагола матери
своей: "Жено, се сын твой". Потомъ глагола ученику: "Се мати