XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
104
Тексты
Ис той купели арапы возятъ воду во Иерусалимъ да продаютъ,
а рекъ и кладезей во Иерусалиме нетъ. И тое воду покупают
турки богатыя, а убогия питаются дождевою. А дождь во Иерусалимѣ
приходит ноября-месяца. А когда мы пришли во Иерусалимъ, такъ
первой дождъ былъ в нощи противъ дни архангела Михаила*,
дождъ да3 февраля-месяца.
Α хлѣб во Иерусалимѣ сеят окол Филипова заговенья*, а
поспевает к Свѣтлому воскресению; а овощи всякия поспевают на
Рожество Христово и к Богоявлению. У нас зима, а там лѣто.
Α лѣтом во Иерусалимѣ от солнечного зною и ходить нелзя: зѣло
печет. А во всю4 зиму комары летают и босы5 ходят арапы. Во
Иерусалимѣ зимой снегу не бывает, не6 морозовъ, а гром и молния
л. 129 об. бываетъ во всю зиму. Иерусалимъ - // среда земли. Когда в
Петровки* солнце станет на полдняхъ, то в темя главы светитъ, такъ
и стени не бывает. А когда день станет убывать, такъ и стень ста-
нетъ познаватся. А день во Иерусалимѣ лѣтней болшой1 - 15 ча-
совъ, а нощъ зимняя - 9 часовъ. Во Иерусалимѣ колодези камен-
ныя копаны; со всѣхъ застрегъ2 приведены χ колодезямъ, - а
верхи плоския, а по угламъ замазаны, - трубы. Вода бѣжит да и
Зв кладесь4 идетъ.
И мало пошед, в полгоре над юдолью на правой руке стоит
древо масличное, окладено каменемъ, с храмину будетъ. А под
тѣмъ древомъ, сказываютъ, что Исайю Пророка пилою
притерли5 жиды*. И то древо зѣлено и до сего дни. И от того древа пошед
под гору и перешедъ юдолъ, на другой стране тутъ село Скуделъ-
ниче6*, - от града то село с версту, - в погребѣние страннымъ, что
л. 130. окуплено // кровию Христовою, иже Христа Июда предал1 жи-
домъ на 30 сребреницехъ. А которыя православныя християне2, от
всѣхъ странъ приходящие во Иерусалимъ на поклонение, монахи
и бѣлцы, и кто из нихъ умретъ, и тѣхъ християнъ3 погребают в
томъ селѣ Скуделниче. В томъ селѣ ископан погреб каменной,
какъ пещера, а дверцы малы здѣланы; и в томъ погребѣ
переделаны закромы. А кладут християн4 в том погребѣ бѣз гробовъ на
земли. А лежит тѣло 40 дней нетлѣнно, а смраду от него нетъ.
А егда исполнится 40 дней, и об одну ночъ станет тѣло его зѣмля,
а кости его наги станутъ. И пришедъ той человекъ, кой пристав-
ленъ в той пещере5, и ту зѣмлю лопатою соберетъ в закромъ,
а кости в другой; а кости тѣ целы и до сего дни. А земля ихъ
прежде сего, сказываютъ, голубая бывала, а нынѣ черна, что и прот-
л. 130 об. чихъ6 человѣкъ, толко смраду нетъ. А в пещеру когда // войдешъ,
такъ духъ тяжекъ; мы ходили в ту пещеру, платом ротъ
завязавши. А закромовъ в той пещере много; а ходятъ со свечами, а то