XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
103
опять на Елеонскую гору. И пришед к тому камени, гдѣ Христос
вознесеся на небеса, поклонилися тому камени и целовали. И
ходили доволно по Елеонской горе и веселихомся.
Потомъ пошли съ Елеонския горы. И когда поравнялися про-
тиву Гепсимании, и тогда нас вождь, старецъ-арапъ, повѣл налѣво
по юдоли Плачевной. И мало поидохомъ, тутъ лежит камень неве-
ликъ, плоскъ. А на немъ воображена стопа ножная, а в ней вода,
полна стоит стопа. А сказываютъ про тотъ камень: "Когда Хри-
л. 128. стосъ стретился со слепцом4, и ста на том камени, // и плюну на
землю, и сотвори брение, и помаза очи слепому, и посла его к Сило-
амстей купели умытися*. И какъ Христосъ стоялъ на камени, такъ
ево стопа в камени вообразилася, что в воскъ". И тотъ мы камень
целовали, и воды пили, и ею умывалися. А вода в стопе не
убываешь, опятъ наполняется. А подле того камени яма зѣло глубока,
а в ней на дне вода чють знатъ. И в тое яму не вѣлят смотретъ;
а что то за пропастъ, никто не знаетъ.
И от того камени пошли внизъ по юдоли, на левой странѣ
стоит гроб Авесолома1, сына Давыдова2*; а на верху круглая
башенка; а около гроба накидано каменья мелкого. Мы же
вопросили: "Что3 ето за каменье?" И они сказали: "Ето-де жидове
накидали. Они-де не любят Авесолома4 за противление отча5". А когда
поидешъ от Авесоломова6 гроба внизъ по юдоли, на лѣвой странѣ
в той горѣ все гробы пророческия, жидовския; а тѣ гробы выбива-
ны в горе из одного камени.
И от того мѣста пошли вниз по юдоли. Над грацкою7 стеною,
под горою, тутъ естъ купель Силуамская. Вход в нея учинена
л. 128 об. лѣсница каменная, широка да крута зѣло, // а ступеней в ней 12.
И по конецъ той лѣсницы купель Силуамская, аки озерцо
широко, а глубина - в груди человеку. И приходятъ всякия немощныя1,
и погружаются, и здравы бываютъ. А когда мы2 пришли к устью
купели, ажио в ней купается арапъ болящей, босурманъ3. И когда
стали на него крычать, такъ онъ и вонъ вышел. Сидятъ арапы4,
берутъ мыто - по5 копейки и по грошу6 с человѣка. А та вода не
стоит, идѣтъ сквозь гору; и по конецъ горы вышел ручей
хорошей, тутъ турецкия жены платье моютъ, прудомъ запруженъ.
А та вода до юдоли Плачевной не дошла, вся в гору вынырнула7;
а юдоль Плачевная суха, нетъ в ней воды. А сказывают про ту8
купель, что она прежде9 сего не была. А когда-де возврати Гос-
подъ плѣнъ в10 Сионъ от Вавилона*, и тогда11 пришед к тому
л. 129. мѣсту Иеремия Пророкъ и весь пленъ с ним // на тот потокъ,
тогда сухъ1 бысть. Иеремия2 помолися Богу, и даде Богъ в томъ
мѣстѣ воду.