XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
102
Тексты
аще возможно, да идетъ чаша сия мимо мене10, аще ни - буде воля
твоя"*. А то древо и до сего дни зелено, и на благословение ево
бѣрутъ от иныхъ стран. Да тутъ же есть камень зѣло великъ, и
л. 126 об. плоскъ, // и высокъ, якобы1 в груди человеку. На том камени
ученицы его спаша, когда Христосъ молился. И пришолъ2 к нимъ, а3
они же сномъ отягчени. Тогда Христосъ имъ рече: "Спите прот-
чее, почивайте, бдитѣ да не внидете в напасть. Умъ бодръ, а плотъ
немощна4 есть. Понеже обѣщастеся са5 мною умрети, а нынѣ не
можете единаго часа побдети со мною. Вы же спите, а Иуда
спешить предати мя иудеомъ"* - и потъ с него лияше, яко капля
крове*. И тотъ камень целовахомъ.
И оттуда пошли на гору Елеонскую. И мало пошедъ от того
мѣста, лежит каменъ великъ. А сказываютъ, что с того-де камени
Христос сел на осляти, когда въѣхал во Иерусалимъ. И тотъ
камень мы целовали.
Гора Елеонская зѣло красовита, велми высока, а по ней рас-
тутъ древа масличная. На самомъ верху горы есть масличное
мѣсто6 Господне, гдѣ Христосъ стоялъ со ученики своими. И воп-
росиша его ученицы о кончинѣ века сего. Онъ же рече имъ: "Не
можетъ сего ни Сынъ человеческий вѣдати7, никтоже, токмо
Отецъ"*. И от того камени, гдѣ Христосъ сидел со ученики свои-
л. 127. ми, видеть Иорданъ-//реку и Содомское море. На томъ же верху
горы Елеонския стоитъ церковъ Вознесения1 Христова, а в той
церкви на2 предъдверии3 лежитъ камень великъ, плоскъ. И с того
камени вознесеся Христос на небо пред ученики своими*. И на
томъ камени вообразишася стопы Христовы, и нынѣ одна ступень
знатъ и донынѣ. Мы же тотъ камень целовахомъ, и иныя стран-
ныя от християнъ целуютъ.
А на полуденную страну Елеонския горы4 стоитъ гроб святыя
мученицы Пелагии*, и5 владеютъ тѣм мѣстомъ турки. И стоит над
тѣмъ мѣстомъ мечетъ турецкой, а к нему турки не пускаютъ. А от
той горы Елеонския до Вифании, гдѣ праведный6 Лазарь умеръ и
ту Господъ воскресилъ его*, яко три поприща от Иерусалима
до Вифании. И тутъ стоитъ церковъ Воскресения Христова друга
Лазарева7*; а въ ней гроб Лазаревъ8 и сестръ его Марфы и Марии*.
А когда мы пришли к пещере, гдѣ быстъ Лазаръ9, тогда арапы
л. 127 об. принесли нам огня. Мы же // им дали с человека по алтыну и
пошли в пещеру. И тамо целовали мѣсто, где Лазарь лежал, да и
вышли из пещеры. Ют Вифании до камени, гдѣ Христосъ сиделъ и
глагола ученикомъ своим: "Другъ нашъ Лазарь успе; идем и
разбудим2 его!"* - и от того камени на3 востокъ до реки Иордана, гдѣ
Христосъ крестился*, день ходу. И тако мы из Вифании пошли