XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
101
А от дома2 Иоакима ъи Анны4 мало пошедъ, тутъ градския
врата, что к селу5 Гепсимании. А когда войдешъ в башню6 внутръ
града, во вратѣхъ в стене камень великъ, кабы7 до нево в груди че-
ловѣку, а в камени вообразилося стопа человѣческая, глубока, что
в воскъ, вся знатъ. А сказываютъ про ту ногу, что ангелово
воображение. Когда-де иудеи ведоша Христа на распятие, тогда-де тѣ
врата жидове заперли и народу смотреть не пустили, тогда-де
л. 125 об. аггелъ8 Господенъ тѣ врата отворил плечем, а ногою в каменъ //
вперъ - и тако народ весь изыде на позор. Α тѣ врата1 от Святая
Святыхъ недалече. Мы же ту стопу целовахомъ.
А какъ выдешъ изъ Гепсимайскихъ воротъ и сшедъ в
полгоры, тутъ лежит камень, на немъ же убитъ архидиаконъ Стефанъ*.
И на том камени кровъ ево2 знать и до сего дни - тотъ камень
красенъ. Мы же тотъ камень целовали и на благословение брали.
И от того камени пошли во юдоль Асафатову*. В самой юдоли
стоит село Гепсимания святыхъ богоотецъ Иоакима ъи Анны4,
А от грацкихъ5 вратъ до села Гепсимании якобы из лука стрелити.
Село Гепсимание стоит по конецъ юдоли Плачевной. А в церковъ
тое внутръ лесница утвержена, что в погреб походной; а церковъ
каменная; а на полу леснице стоит гроб Иоакима 6и Анны1. А
когда сойдешъ с лесницы внутръ церкви и направо поворотишъ к
востоку, тут стоит предѣлецъ невеликъ, каменной, а в нем гроб
Пресвятыя Богородицы изсѣченъ от мрамору бѣлого. А над гро-
бомъ виситъ8 12 кандилъ скляничныхъ с масломъ древянымъ9 от
разныхъ вѣр. А зажигают тѣ кандила, когда бываетъ служба.
л. 126. А служба // бываетъ по воскресеньям, потому что стало вне града.
А иногда такъ недели 3 не бываетъ, когда турки воротъ
Гепсимайскихъ1 не отопрутъ. А приходятъ к службѣ греки да латини; а в
предѣлъ ко гробу Богородицыну входят человекъ по 5, по 6, а
боле нелзя2, поклоняютца3 и гроб целуютъ. А гроб Пресвятыя
Богородицы подлиннѣя4 Христова полупядью5, да уже. А от того гроба
Пресвятыя Богородицы 5 саженъ вверхъ церкви - окно кругло.
А сказываютъ про то окно греки, что де тѣмъ окномъ взято тѣло
Пресвятыя Богородицы из гроба*, а гдѣ - Господъ6 вестъ. А ту
пещеру турки запираютъ. И вышед вонъ7 из церкви Пресвятыя
Богородицы.
А когда вышедъ из церкви из Гепсиманской8, и на лѣвой
странѣ тутъ пещера невелика каменная. Тутъ Иуда Христа про-
далъ9 беззаконнымъ иудеомъ на пропятие*. И тутъ мы ходили, и в
пещере мѣсто целовали. И оттоле вдохом налѣво, на Елеонскую
гору прямо. От тое пещеры на полдни стоит древо масличное. Под
тѣмъ древом Христосъ постился и ко Отцу молился: "Отче нашъ,