XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
100
Тексты
И от того Претора немало пошед, стоит купель Овчая, - в ней
же ангелъ Господень по вся годы возмущаше воду, а при той
купели былъ притвор Соломоновъ, - глаголемая Вифезда*, 5 притво-
ровъ имущая; тутъ слежаше1 множество болящих. А притвор
Соломоновъ весъ разбитъ до основания, толко одна купель Овчая во
дворе худе. А тутъ живетъ турокъ, бѣретъ с человека по 2 денги,
а со старцов не бѣретъ. А купель глубока, здѣлана кладеземъ,
кругла2; а жрало в купели уско, толко кошел проходит; а вервъ у
кошеля мы сами навязывали, саженъ будетъ 10. Мы же ис3 той
купели воду пили, зѣло вода хороша. В той купели в притворе4 Хри-
стосъ разслабленнаго исцелил и хананею помиловалъ*. А та
купель зѣло у турокъ в презоре: пустой дворъ, а городба около ево5
зѣло худа. А та купелъ противу6 рва, гдѣ Иеремия Пророкъ ввер-
женъ быстъ*; а ровъ Иеремиевъ на другой стране улицы.
л. 124 об. А от7 купели мало пошед, // якобы вержениемъ камени, дом
Иоакима Іи Анны2* на той же стране. В томъ дому церковъ
сотворена во имя ихъ; да в томъ же дому пещера, гдѣ родилася3
Пресвятая Богородица. Ис4 той5 пещеры два окна вверхъ; а сказываюсь,
что однимъ окном вийде6 ангелъ Господенъ ко Анне благовѣсти-
ти зачатие*, а другимъ изыде; до того, сказываюсь, тѣхъ оконъ не
было. А живутъ в ней турки, а християне7 приходятъ помолитися;
и погании турки берутъ мыто, а с калугеров не бѣрутъ, потомъ и
в церковь пустят. И мы сподобилися всѣмъ тѣмъ мѣстам поклони-
тися. Да в том же дому стоит древо дофиново*, на нем же видела
святая Анна гнездо птичье и молитву творящи8. И то древо зѣле-
но стоит и до сего дни, и с плодом, мы и плод видѣли.
А противу того дому подле градской стены ров велик, в него же
вверженъ бысть Иеремия Пророкъ9. А тотъ ров под грацкою
стеною. Α нынѣ онъ неглубокъ, заволокло тиною; а глубиною
подобно как у насъ на Москвѣ у Спаскихъ ворот у Кремля* или
поглубже. А в нем растутъ древа масличныя10, и овощи11 турки садятъ.
л. 125. Да на той же странѣ // к грацкой стенѣ бывал домъ Каиафин*,
а нынѣ весъ засыпанъ землею. А та земля ношена з горы
Голгофы, гдѣ Крестъ Христовъ обретенъ. Тотъ Каиафа, когда велѣлъ
Крестъ Христовъ схоронить, и засыпалъ1 землею под горою
Голгофою, а со всего града заповедалъ жидомъ всякой соръ и гной на
ту гору носить, гдѣ Крестъ Христовъ засыпаша землею. Помыс-
лиша себѣ иудеи, яко будетъ Христову Кресту взыскание. А с Кре-
стомъ Христовым и два разбойнича быша сохранены. А когда
быстъ взыскание Кресту Христову, тогда царица Елена повелѣла
ту землю носить на Каиафинъ домъ - и нынѣ то мѣсто высоко
насыпано.