Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
57 изношение, смирение и нищета в одежде и постоян¬
ное самоукорение. Эти три образа [смирения] дают
начало1 сокрушению, производимому попущением ис¬
пытаний и называемому промыслительным наказанием
и смирением посредством1 2 демонов. Сокрушение [са¬
мым] делом легко поставляет душу [в ее чувстве] ниже
всех и последней из всех, как раболепствующую всем.
Два этих вида приносят совершенное и богодарован-
ное смирение, называемое силой и совершенством всех
добродетелей. Оно свое исправление приписывает Бо1у.
Итак, первый из всех [образов смирения] — молча¬
ние, от которого рождается смиренномудрие. Это про¬
изводит3 три вида смирения; три образуют один4 —
сокрушение. Сокрушение рождает седьмой вид, или
подчиненный всем образ первого смирения, которое
называют промыслительным. Промыслительное же
смирение приносит [в душу] ниспосылаемое Богом
совершенное, истинное, необразное смирение. Пер¬
вое, [то есть промыслительное смирение], возникает
при таких условиях. Если человек, предоставленный
самому себе, [нравственно] побежден, порабощен и
испытывает над собой господство всякой страсти и
помысла, то, не .встречая помощи ни от дел, ни от
Бога и совершенно ни от кого и почти5 впадая в от¬
чаяние, не может, угнетаемый отовсюду, не сокру¬
шиться. Он считает себя низшим всех и последним 1 Τίκτουσι. 4 Τίκτουσι. 2 Έκ. 5 Μικρού δεϊν. 3 Τίκτει.