Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
55 Мы же, слепые, отрочески догадывающиеся об этом
великом свете, скажем немногое. Настоящее смире¬
ние не имеет смиренной речи, ни смиренного вида,
не понуждает мыслить смиренное, ни, смиряясь, упре¬
кать себя. Хотя [все] эти признаки и образы смире¬
ния [суть] как бы разновидности его, но само сми¬
рение есть благодать и дар свыше. Существуют, как
говорят отцы, два смирения: а) считать себя низшим
всех и б) приписывать свои добрые дела Богу. Пер¬
вое — начало, второе же — конец [смирения]. Ищу¬
щим его следует сознавать и иметь в уме три таких
[предмета размышления]: 1) что они грешнее всех
людей, 2) отвратительнее всего творения, как проти¬
воречащие своей природе, и 3) несчастнее бесов, как
демонские рабы. [Смиряющийся] так должен гово¬
рить: «Точно ли я знаю грехи людей, каковы они и
сколько их? Превосходят ли они или равняются мо¬
им грехам? Вследствие незнания будем, душа, счи¬
тать себя ниже всех людей, как землю и прах под их
ногами1. И как мне не считать себя гнуснейшим всех
тварей, когда они соответствуют своей природе, с
какою рождены, я же по неизмеримым беззакони¬
ям уклонился от природы? Подлинно звери и скоты
чище меня, грешника. Потому я, низвергающий се¬
бя до ада и лежащий [в нем] прежде смерти, ниже
всех. Да и кто не знает и не чувствует, что грешник
низменнее даже бесов, как их раб, послушник и I · Υπό κάτω των ποδών αύτών.