Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
51 ние — дочь беспечности — делает тело вялым и бес¬
сильным, а ум омраченным и огрубевшим. Тогда и
Иисус скрывается от толпы помыслов и рассужде¬
ний, присутствующей в области ума. 109. Опытно1 изведать муку совести теперь или в
будущем веке невозможно2. Это [испытание] касается
преимущественно одних тех, которые здесь и там
терпят недостаток в любви и славе3. Как некоторый
свирепый палач, разнообразно карающий лиц, под¬
лежащих ответственности, [совесть] как бы заносит4
всегда над деспотически обнаженными [жертвами]
острый5 меч, то есть обличение и негодование. Со¬
весть называется также ревностью по присущему ей
[обычаю] воздействовать6 на врагов, на природу
тела и на душу. А иными [она именуется] природ¬
ной горячностью, которую повелевается нам изощ¬
рять против врагов, как острый меч. И если [со¬
весть] покорит победоносно7 [нашу] двойственность
единству, то целью ее ревности8 бывает тогда восхож¬
дение к Богу. Но если сама душа подчиняется двум —
я разумею грех и плоть, — тогда ее концом наз¬
начается там [в вечности] безжалостное мучение за Έν αίσθήσει — букв.: в чув¬
стве. 2 'Αδύνατον πάσιν. 3 Ή δόξα — букв.: слава, мне¬
ние, предположение. 4 Φαίνετε. 5 Άτομον. 6 Мы переводим глаголом
«воздействовать» существи¬
тельное « воздействие ». 7 «Победоносно» переведено
нами вместо «победивши». й 'Ανδρείας—букв.: мужества. 4·