Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
39 столюбие и неправда или обида. В середине их стоят
не только основные и естественные добродетели, воз¬
вышающиеся над излишеством и недостатком, но и
деятельные. Одни из добродетелей по правоте рассуж¬
дения выражаются в [добром] произволе1, другим со¬
путствуют извращение [добра] и самомнение. О том,
что среднее положение занимают2 настоящие добро¬
детели, свидетельствует притча, гласящая так: «Пусть
будут исправлены все благие пути» (см.: Притч. 2, 9).
Итак, все добродетели объединяются в трех силах
души, в которых рождаются и упрочиваются, имея
основанием своего здания четыре родовые доброде¬
тели, наиболее же — Христа. Притом естественные
добродетели очищаются деятельными, а божествен¬
ные и сверхъестественные [добродетели] преподаются
благоволением Духа. 88. Из добродетелей одни суть деятельные, дру¬
гие — Божественные, иные естественные и духов¬
ные. Деятельные [представляют результат] свобод¬
ного избрания, естественные — внутреннего склада,
Божественные — благодати. 89. Как происхождение добродетелей имеет место
в нашей душе, так и [источник] страстей. Но первые
естественно рождаются в ней, вторые же — вопреки
природе. Причину порождения добра и зла душа
находит в склонении желания, которое — как острие 1 Προαίρεσιν. 1 Είσιν.