Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
28 средственно1 в противоестественные и природные —
в сверхприродные. Причиной такого взаимного пре¬
вращения и перерождения материальных помыслов в
демонические и происходящих от прилога — в веще¬
ственные служат1 2 помыслы же [сами по себе]. Так
же [как] Божественные помыслы производят есте¬
ственные, эти — сверхъестественные. Словом, каж¬
дое [мысленное движение] изменяется в то, что ему
сродно, по четырем его производящим причинам3. 70. Отметь, что предшествуют помыслам их при¬
чины; помыслы [предходят] мечтаниям, мечтания —
страстям, страсти — демонам. [Данные явления],
соединяясь одно с другим, составляют как бы свое¬
образную4 цепь, или порядок, у не знающих порядка
духов. Само по себе — независимо от бесов — ни¬
чего не возникает5. Ни воображение не творит об¬
разов без тайной бесовской силы, ни страсть не дей¬
ствует, потому что сатана хотя и низвержен [с неба]
сокрушенный, но, превозносясь над нами, весьма
силен благодаря нашей беспечности. 71. [Демоны] наполняют образами ум или, лучше,
сами принимают вид сообразно [духовному устрое¬
нию] нас самих. Они приражаются в зависимости от
наклонности души к преобладающей и действующей 1 Ευθύς — букв.: прямо. 5 Ούδέν ένεργεϊ καθ’ αύτό, 2 Είσι. άλλ’ύπό δαιμόνων ένεργεϊ- 3 Τετραχώς διηρημένην αιτίαν. ται. 4 Τις.