Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
25 59. В душе главным образом имеют место два
[вида] ревности — сердечный и исступленный. Пер¬
вый принадлежит лишь просвещаемым, а другой —
уже усовершившимся в любви. Оба [вида ревности],
действуя, отвлекают разум от чувств, так как Боже¬
ственная ревность есть упоение духа тем, что выше
естественного разума1, и благодаря ей1 2 [у человека]
похищается даже чувство внешних отношений3. 60. Начало и причина мыслей кроются в разде¬
лении грехом человека единичной и простой памяти,
которая [этим] уничтожила [непрерывное] воспоми¬
нание о Божестве и, обратившись из простой в слож¬
ную, из одновидной в разновидную, обрекла себя на
гибель своими личными силами. 61. Исцеление первобытной4 памяти от коварного
и гибельного запоминания помыслов обусловливает¬
ся5 ее возвратом к исконной6 простоте. Орудие зла —
непослушание не только расстроило простую душев¬
ную память о добре, но и извратило все силы души7,
ослабив ее природные влечения к добродетели. Па¬
мять вполне излечивается непрерывным и укреплен¬
ным молитвою воспоминанием о Боге, которое, со-
растворившись8 с духом, от предметов естественных
направляется к сверхъестественным. 1 Τών φύσιν φρένων — букв.:
естественных мыслей. 2 Δι’ ής — букв.: чрез это. 3 Τών σχέσεων. ' 4 Άρχεγόνου. 5 Έστι. 6 Άρχαϊον. 7 Έαυτής δυνάμεις — букв.:
силы ее. 8 Άνακραθεΐσα.