Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
115 дет удержам Духом. Как всегда движущийся, ум
отличается неустойчивостью не по природе, но рас¬
полагается ко круговращению вследствие нашей
беспечности и от начала [грехопадения] усвоил склон¬
ность к рассеянности. Когда мы нарушением запо¬
ведей отделились от Бога, возродившего нас [в кре¬
щении], тогда прервали единение с Ним, а в чувстве
[утратили] разумное чувство Его. Отсюда отклонив¬
шийся и удалившийся от Бога ум всюду водится,
как пленник, и не может установиться [в сердце]
иначе, как если не подчинится Богу, не поставит себя
[в зависимость] от Него, не соединится с Ним радо¬
стно и если не будет часто и напряженно Ему мо¬
литься. Пусть ум1 каждый раз то, во что падает, мы¬
сленно исповедует тотчас Прощающему все лицам,
сокрушенно и смиренно просящим прощения и все¬
гда призывающим Его святое имя. [Не без основания
и Давид] говорит: «Исповедайтесь Господу и при¬
зывайте святое имя Его» (см: Пс. 104, 1). Стеснение
же дыхания при смежении уст удерживает ум [от
рассеянности], но лишь отчасти; [затем] он снова
рассеивается. Итак, когда [в сердце] наступит дей¬
ствие молитвы, тогда оно совершенно удержит ум
около себя, обрадует его и не допустит до пленения.
Впрочем, бывает и так, что2 ум и мысль молящегося 1 Со слов «пусть ум» начина¬
ется у святого Григория пе¬
риодическая речь. Мы раз¬ биваем се на предложения.
2 Έστιν δτε — букв.: бывает
и то, когда. 8·