Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
114 2. Каким образом следует читать молитву. Одни
из отцов так произносили [молитву]: Господи. Иису¬
се Христе, Сыне Божий, помилуй мя; другие же
[читали] половину ее: Иисусе, Сын Божий, поми¬
луй мя, что более легко по бессилию ума. От себя
без Духа [Святого] ни один [человек] не может при¬
звать Господа Иисуса чисто и совершенно, если не
будет молиться в Духе Святом, более лепеча, как
младенец, неспособный произнести [слов] раздель¬
но. Однако часто не следует переменять призывания
имен по лености, но [важно] произносить их с посто¬
янством и продолжительно. Сверх того, одни учат
говорить молитву устно, другие — мысленно. Я же
полагаю — тем и другим [способом], потому что иног¬
да по изнеможению ум не в состоянии произносить
молитву, иногда — уста. По этой причине надлежит
молиться двояко: и устами и умом. Тихо и невозму¬
тимо надобно взывать, чтобы голос, приводя в смя¬
тение чувство и сосредоточенность ума, не воспре¬
пятствовал молитве. Пока ум, навыкая в [этом] деле,
не получит силы от Духа и не усовершится, до тех
пор не научится безраздельно и твердо молиться.
Тогда, [то есть в силе Духа], не будет необходимо¬
сти произносить [молитву] устно, да и невозможно,
потому что достаточно сил к выполнению [молит¬
венного] упражнения одним здоровым умом. 3. Каким образом следует удерживать ум [от
рассеянности]. Знай, что сам по себе никто не мо¬
жет удержаться умом (от рассеянности), если не бу¬