Преподобный Григорий Синаит. Творения

Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. еп. Вениамина (Милова). -М.:Новоспасский монастырь, 1999

OCR
99 наш, молить Бога об освобождении от ветхого чело¬
века и слишком не останавливаться на молитвенном
правиле1, потому что твой ум должен быть в [умной]
молитве весь день»1 2. Этим старец показал, что упраж¬
нение наедине есть сердечная молитва, а непродол¬
жительная молитва есть стояние на псалмопении.
Определенно [об этом] говорит и великий Иоанн
Лествичник. Дело безмолвия, [по его словам], отсут¬
ствие забот во всем, молитва неленостная, или сто¬
яние и, в-третьих, постоянное делание сердца3, без¬
опасное от расхищения4. Это есть седалище молитвы
и также безмолвия. 5. О различии поющих псалмы. Откуда то раз¬
личие, что одни учат петь много, другие — мало,
прочие — совершенно не петь, но выполнять только
какое-либо рукоделие, [умную] молитву5, коленопре¬
клонение или другой некоторый болезненный труд? Разрешение этого [вопроса] таково. Снискавшие
благодать деятельной жизнью, многими трудами и го¬
дами, как научились [приобретать благодать], так и
прочих наставляют. Они не верят и не одобряют тех,
которые по милости Божией искусно достигли этого
[дара] в короткое время и теплой верой, как говорит
святой Исаак. Потому, окрадываемые неразумием и 1 Εις αυτήν. 2 От в. 74. 3 Мы удерживаем принятый в переводе творений Лест- вичника термин «делание». 4 Лествица. Сл. 27, гл. 46. 3 Ввиду повторения дважды
слова «труд» в первой фразе
гл. 5 мы за ненужностью
выпускаем одно из них. 7· /