Библиотека / Святые отцы / Григорий Богослов. Слово 13, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского

Слово 13, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского

* Примите, братья, слово мое, хотя оно весьма кратко и далеко от совершенства. Но Владыка Бог знает, как праведным судом взвешивать милость, ибо приемлет и Павлово насаждение, как Павлово, и Аполлосово напоение (1Кор. 3:6), и две лепты вдовы (Лук. 21:3), и смирение мытаря (18:14) и исповедание Манассии (2 Паралипоменон 33:13). Примите и вы новосоставленное слово о новопоставленном Пастыре. Примите глас благодарения за видимые нами чудеса. Хотя мы малы и последние в сынах Израилевых: но благодарить богато ничто не препятствует и малым. Конечно, совершеннейшие воздадут Богу и хвалу совершеннейшую, а мы принесем Ему ныне, какую можем.

* Итак, воспойте Господу песнь новую, ибо Он сотворил чудеса (Псалтырь 97:1)! Мы обуревались волнами, повергались, изгонялись; одни бедствия уже угнетали нас, а другие угрожали нам. Кто же переменил бурю в тихий ветер? Кто сокрушил оружие, меч и брань? Кто принял нас изгнанных и отверженных? Не ты ли, Боже, сотворил это? Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Псалтырь 24:8), - Он рассек море, Он питал в пустыне народ бедствующий, послав ему чудный дождь1, Он источил воду из камня, Он победил Амалика неизъяснимым и таинственным воздеянием рук (ибо руки священника, воздвигаемые на горе и принимающие молитвенное положение, совершили то, чего не могли сделать многие тысячи); Он разрушил стены без стенобитных орудий и битвы; скажу, наконец, Он низложил Голиафа, гордого и надменного потомка исполинов, дерзнувшего выйти против великого Давида. Поэтому скажем единодушно: Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их. Избавилась душа наша, как птица избавилась от сети ловящих (Псалтырь 123:4,6,7); присовокупим и прочее, что вещает душа, обрадованная великим даром Божиим.

* Я шел, чтобы принести не меч, но мир. Я шел не к посрамлению великого Пастыря2, который председательствует в славном городе3. Знаю, что он достопочтен, признаю его главой, именую святым, хотя и потерпел обиду; пусть он только будет чадолюбив и печется о своей Церкви. Я старался увеличить, а не сократить число иереев; низложить еретиков, а не уменьшить число православных.

* Что говоришь ты, сын Дафана и Авирона4, не вразумляющийся вождь, осмелившийся восстать против Моисея и поднять на нас руки, как те отверзали уста на великого раба Божия? И ты не пришел в ужас? ты не устыдился? не рассыпалась плоть твоя по земле, когда злоумышлял это? И после этого будешь простирать те же руки к Богу? станешь приносить Ему дары, молиться о народе? Боюсь, чтобы меч Божий и до того не остался в бездействии и покое. Ты Пастырю своему не сделал ничего важного, а себе причинил весьма много вреда, отчуждив себя от благодати Божией.

* Теперь приступи лучший и совершеннейший из Пастырей5 и вместе с нами или еще прежде нас прими народ свой, который поручил тебе Дух Святой, который приводят к тебе Ангелы, который приобрели тебе твоя жизнь и добрые нравы! Не удивляйся же, что наследуешь престол при различных искушениях и препятствиях. Ничто великое не бывает без искушения и испытания, ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобством, а высокое - трудностью. Ты слышал сказавшего, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22), - скажи и сам: прошли огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу (Псалтырь 65:12). О чудо! вечером водворяется плач, а на утро радость (Псалтырь 29:6). Пусть кричат враги и расширяют уста, как псы, которые лают по-пустому, а мы не будем нести брани. Учи поклоняться Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, в трех ипостасях, в единой же славе и светлости. Погибшее взыщи, немощное укрепи, крепкое снабди (Иезекииль 34:16). Мы ожидаем от тебя такого же благоискусства в делах духовных, какое ты, как известно нам, имеешь в мирских. Итак, прими от высших вождей совершеннейшее вооружение, посредством которого возможешь стрелы лукавого раскаленные угасить (Ефес. 6:16) и представить Господу народ особенный (Титу 2:14), народ святой, царственное священство (1Петр. 2:9), во Христе Исусе Господе, Которому слава вовеки. Аминь.

Примечания

  1. [] Манну.
  2. [] Василия Великого.
  3. [] В Кесарии.
  4. [] Эти и последующие слова относятся к Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим.
  5. [] Речь обращена к Евлалию.

Содержание
None