Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тэъ ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ная саранча „по виду своему подобна конямъ, приготовленнымъ
на войну; и на головахъ у ней какъ бы вѣнцы, похожіе на зо¬
лотые, лицо же ея, какъ лица человѣческія. И волосы у ней какъ
волосы у женщинъ, а зубы у ней были какъ у львовъ. На ней
были брони, какъ бы брони желѣзныя, а шумъ отъ крыльевъ ея,
какъ стукъ отъ колесницъ, когда множество коней бѣжитъ на
войну. У ней были хвосты какъ у скорпіоновъ, и въ хвостахъ ея
были жала". „Въ тѣ дни люди будутъ искать смерти, но не най¬
дутъ ея; пожелаютъ умереть, но смерть убѣжитъ отъ нихъ" 241)-
Царемъ ея былъ ангелъ бездны; имя ему по еврейски Аваддонъ,
а но гречески Аполліонъ, т. е. губитель. Падшая звѣзда можетъ опять означать Нерона; но въ общемъ
мы согласны съ тѣми, которые видятъ въ этомъ видѣніи бѣсов¬
скую силу. Падшая звѣзда въ такомъ случаѣ будетъ изображать
сатану, о которомъ сказалъ Господь: „Я видѣлъ сатану спадшаго
съ неба, какъ молнію" 2М). Бездна есть главное обитаніе бѣсовъ
(Лук. ѵш, 31). Спеціальное занятіе ихъ причинять мученія (Матѳ,
хѵ, 22). Скорпіонообразная саранча можетъ служить для нихъ
такимъ же символомъ, какъ и жабы 243). Христосъ предсказы¬
валъ, что „этотъ родъ нечестивый будетъ особенно тяжко пора¬
жаемъ бѣсами". Съ теченіемъ времени Римъ и Іерусалимъ (два
мѣста, типически выдающіяся въ сознаніи писателя) дѣлались бо¬
лѣе и болѣе „жилищемъ бѣсовъ и пристанищемъ всякому нечи¬
стому духу, пристанищемъ всякой нечистой и отвратительной
птицѣ" (Откр. хѵш, 2). Въ Римѣ распущенное, деморализован¬
ное войско и чернь форума низвели общество на низшій уровень
нравственности. Городъ сдѣлался грязнымъ болотомъ, въ которое
всякая оскверненная рѣка сливала свои подонки. Въ Іерусалимѣ,
по выразительному свидѣтельству I. Флавія, никогда отъ начала
міра не было болѣе преступнаго и развращеннаго поколѣнія.
Штиръ говоритъ, что въ „періодъ между воскресеніемъ и паде¬
ніемъ Іерусалима іудейскій народъ дѣйствовалъ какбы одержимый
семью тысячами бпсовъ. Весь этотъ вѣкъ носитъ на себѣ печать
адской силы" 244). Не заключается ли въ этомъ общемъ изображеніи адской силы,
выпущенной изъ бездны, какого-либо прямаго указанія на иду-
меянъ, зилотовъ и сикаріевъ, смертельно жалившихъ другъ друга, по¬
добно скорпіонамъ, окруженнымъ кольцемъ пламени; или опять
на смятенія, кровопролитія и бѣдствія Рима и частыя самоубій¬
ства, какъ и на многіе разсказы о тѣхъ, которые какбы тщетно
искали смерти,—объ этомъ нельзя говорить утвердительно. Опи¬
саніе скорпіонообразной саранчи очевидно напоминаетъ египет¬
скую казнь,,; а также языкъ пророка Іоиля и иносказательные на-