Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
492 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. зомъ описательными, возпроизвбдившими бывшія уже прежде со¬
бытія. „Чашщ говоритъ онъ, составляютъ дополненіе того, что
сказано было о трубахъ. Мы не должны обращать вниманія на
простой порядокъ сообщеній, ибо Духъ Святый, дойдя до конца
самаго послѣдняго времени, часто возвращается опять къ тому же
самому времени и восполняетъ все, что было раньте изложено
отчасти“. Какъ разъ предъ этимъ мѣстомъ онъ говоритъ еще,
что «хотя тайновидецъ повторяетъ въ видѣніи чашъ то, что
уже подразумѣвалось видѣніемъ трубъ, это не означаетъ повторе¬
нія самаго факта, а только двоякое изложеніе одного предопредѣ¬
леннаго событія “. Не безъ основанія можно думать, что Викто¬
ринъ заимствовалъ это цѣнное и отнюдь недающееся сразу тол¬
кованіе изъ ранняго и быть можетъ апостольскаго преданія. ш. Трубы. Прежде чѣмъ протрубили семь ангеловъ, явился еще новый
ангелъ и сталъ предъ жертвенникомъ, держа золотую кадильницу;
„и дано было ему множество ѳиміама, чтобы .Онъ съ молитвами
всѣхъ святыхъ возложилъ его на золотый жертвенникъ, который
предъ престоломъ". Нѣкоторыя по крайней мѣрѣ изъ этихъ мо¬
литвъ представляютъ собою вопль о немедленномъ мщеніи. Въ
отвѣтъ на нихъ, ангелъ взялъ кадильницу, наполнилъ ее огнемъ
съ жертвенника, и повергъ на землю: и произошли голоса и
громы, и молніи, и .землетрясеніе. Такіе громы, молніи, землетря¬
сенія были, по свидѣтельству Тацита и Светонія, отличительною
особенностью этой эпохи. Мы уже приводили тождественныя вы¬
раженія, которыми Тацитъ описываетъ разнообразныя бѣдствія
этого самаго періода 219). Описывая тотъ день, въ который Гальба
усыновилъ Пизона (10 января 69 года), онъ говоритъ, что день
этотъ ознаменованъ былъ дождевыми Дурями и устрашалъ болѣе
чѣмъ обычными въ природѣ громами, молніями и угрозами не¬ бесъ 2а0),—предзнаменованіями, за пренебреженіе которыми Тацитъ порицаетъ Гальбу. Нѣсколькими годами раньше онъ замѣчаетъ,
что „никогда грозовыя бури не свирѣпствовали съ болѣе частою яростью* 2*‘); и объ этомъ онъ упоминаетъ между многими дру¬ гими необычными явленіями, которыя были указаніемъ на угро¬
жающее бѣдствіе. Въ Азіи, гдѣ писалъ св. ап. Іоаннъ, время это
вполнѣ можно было назвать періодомъ землетрясеній. „Нигдѣ во
всемъ мірѣ, говоритъ Солинъ, землетрясенія не были столь по¬
стоянны" и города не ниспровергались столь часто". На нихъ то
и дѣло .'указываютъ всѣ писатели и историки этого вѣка 23 2). ' А.ѵ Но - вотъ „первый ангелъ вострубилъ, и сдѣлались градъ и Ш