Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ПЕЧАТИ тт цитомъ, такъ и Климентомъ римскимъ 22‘), составляютъ тѣ, которые
умерли за истины Христовы, и души которыхъ ап. Іоаннъ уже
видѣлъ въ безчисленномъ множествѣ предъ престоломъ. ѵш. Въ страшномъ напряженіи мы все еще должны ожидать
снятія седьмой печати. Но когда она снята, наступаетъ ужасаю¬
щій промежутокъ, на небѣ водворяется на полчаса безмолвіе,
какбы самые жители неба притаили свое дыханіе въ томительномъ
ожиданіи. Это кцкбы грозное затишье предъ ураганомъ; мы слы¬
шимъ, какъ „разрушительные ангелы подавленно шепчутъ между
собою, извлекая свои мечи въ отдаленіи и въ ужасающей тишинѣ
вопрошая листья лѣса, откуда придетъ вѣтеръ “. Доселѣ приговоры
надъ землею были видимы на небѣ только при посредствѣ тѣневыхъ
изображеній тѣхъ, которые удалялись для ихъ совершенія; но теперь
мы должны увидѣть ихъ воочію. У престола Божія всегда на-
готовѣ стоятъ семь ангеловъ 22е), ожидающихъ божественнаго по-
велѣнія. Этимъ ангеламъ дано семь трубъ для возвѣщенія сигна¬
ловъ при страшномъ судѣ (ср. 1 Кор. хѵ, 52; 4 Ездр. ѵ, 3;
Матѳ, ххіѵ, 31). Результаты же, слѣдующіе за этими семью
трубными знаками, въ дѣйствительности составляютъ плодъ снятія
седьмой печати. Но слѣдующія за нимъ бѣдствія не имѣютъ опре¬
дѣленнаго, постояннаго или строго-историческаго характера. Они
близко похожи на тѣ, которыя слѣдовали за снятіемъ шестой
печати; только эти, возвѣщенныя трубами, бѣдствія поражаютъ
третью, а не четвертую часть земли 22г). Они указываютъ на
расширяющееся пространство и углубляющуюся напряженность
суда; и хотя невозможно въ хронологической послѣдовательности
указать точныя событія, которыя они описываютъ символически,
тѣмъ не менѣе они похожи на тѣ знаменія въ солнцѣ, лунѣ,
звѣздахъ и морѣ, которыми Спаситель на горѣ Елеонской пред¬
возвѣщалъ смятеніе приближающагося конца. Описаніе здѣсь
также оттѣняется воспоминаніями о казняхъ египетскихъ (см.
Лук. ххі, 25). Затѣмъ нужно имѣть въ виду, что для взора
тайновидца очертаніе времени не ясно, и событія настоящаго и
непосредственнаго прошлаго у него смѣшиваются съ событіями
ожидаемаго будущаго. Повтореніе видѣній суда въ различныхъ
формахъ есть одинъ изъ обычныхъ у іудеевъ способовъ для выра¬
женія ихъ несомнѣнности. Тѣ же самыя общія бѣдствія указываются
различными символами. Не нужно предполагать, что въ этомъ воз¬
зрѣніи есть что нибудь новое. Напротивъ, оно встрѣчается уже такъ
рано, какъ конецъ третьяго столѣтія, въ древнѣйшей изъ всѣхъ
существующихъ схолій на Апокалипсисъ, именно въ схоліи св.
Викторина Петтавскаго, потерпѣвшаго мученичество въ царство¬
ваніе Діоклитіана 228). Онъ считаетъ эти видѣнія главнымъ обра- >. -'Ѵ'ѵг?»- >“ ГѴ--І-1 ■' „у- -ГА ч