Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
„Я взглянулъ, пишетъ тайновидецъ, и вотъ, конь вороиый,
и на немъ всадникъ, имѣющій мѣру въ рукѣ своей “. Въ объ¬
ясненіе этого, посреди четырехъ животныхъ, раздался голосъ, го¬
ворящій: „хиниксъ пшеницы за динарій, и три хиникса ячменя за динарій . Всадникъ этотъ есть голодъ. Хиниксъ былъ самой ма¬ лой хлѣбной мѣрой, и составлялъ наименьшую порцію дневнаго
продовольствія ), и однакоже онъ долженъ былъ стоить зара¬
ботка цѣлаго дня 2С6); и треть тойже самой цѣны должна была
отдававаться даже за столь грубое зерно, какъ ячмень, — пища,
на которую римскіе воины сажались только въ видѣ наказанія.
Такимъ образомъ пшеница и ячмень должны были въ двадцать
разъ повыситься въ цѣнѣ противъ обыкновеннаго, къ невырази¬
мому бѣдствію людей. Это была эпоха постоянныхъ голодовъ. За¬
висимость Рима и Италіи отъ Александріи въ зерновомъ хлѣбѣ
служила причиной тяжкихъ и постоянныхъ бѣдствій. Въ царство¬
ваніе Клавдія голодъ и сопровождавшіе его ужасы считались зло¬
вѣщимъ предзнаменованіемъ, и въ Римѣ оставалось хлѣба только
на 15 дней “'О. Около этого самаго времени, именно въ 68 году,
среди гнусныхъ безумій Нерона, народъ, уже отягченный страш¬
ными цѣнами на хлѣбъ, былъ почти доведенъ до' яростнаго бе¬
зумія, когда узналъ, что корабль изъ Александріи, который оши¬
бочно былъ принятъ за одинъ изъ знаменитыхъ пшеничныхъ ко¬
раблей, везъ грузъ песку для посыпанія арены въ амфитеатрѣ 808).
Наводненіе Тибра, въ началѣ царствованія Отона, причинило,
какъ говоритъ Тацитъ, голодъ между простымъ народомъ и вы¬
звало нужду въ самыхъ необходимыхъ элементахъ жизни 2о9). Вес-
пасіанъ даже преднамѣренно стремился въ цѣли причинить голодъ
и раздоръ въ Римѣ, останавливая подвозъ провизіи и позволяя
пшеничнымъ вараблямъ отправиться въ Римъ только тогда, когда
провизіи въ столицѣ оставалось всего на десять дней г,°). Въ Іеру¬
салимѣ во время окончательнаго осаднаго положенія, которое те¬
перь быстро приближалось къ концу, ужасы голода были невыра¬
зимыми. I. Флавій разсказываетъ, что многіе продавали все свое
имущество за одинъ хиниксъ пшеницы, если они были богаты,
и за одинъ хиниксъ ячменя, если были бѣдны, и запирались въ
отдаленнѣйшихъ помѣщеніяхъ своихъ домовъ, чтобы питаться зер¬
нами въ сыромъ видѣ; и многіе должны были понести невыразимыя
муки, которымъ ихъ подвергали съ цѣлью вынудить признаніе,
что у нихъ имѣлся каравай хлѣба или какая-либо горсть ячмен¬
ной муки 2М)- Какъ въ Италіи, такъ и въ Іудеѣ, страшный всад¬
никъ воронаго коня ужасно исполнялъ предназначенное ему дѣло!
Онъ былъ видимымъ символомъ словъ Спасителя: „и будутъ
глады... по мѣстамъ“ (Матѳ! ххіѵ, 7). ЖІЖіі Ѵ,ѵ*