Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА.' ^Г84 ній Апостольскихъ и посланія къ Галатамъ, что иногда они дѣй¬
ствительно расходились между собой), то это было только въ духѣ
взаимнаго уваженія и любви, который и содѣйствовалъ неуклон¬
ному сохраненію братскихъ отношеній между ними. Ложные іудеи, ложные апостолы, николаиты, валаамисты были
безнравственные сектанты, какъ іудейскіе такъ и антиіудейскіе,
противъ которыхъ ап. Павелъ еще раньше, совершенно подобно
ап. Іоанну, предостерегалъ свои церкви, и противъ которыхъ каж дый
изъ священныхъ писателей возвышалъ свой голосъ. Утверждать,
что ап. Іоаннъ могъ написать такія ядовитыя обвиненія противъ
своего славнаго собрата апостола, значитъ предполагать, что онъ
былъ недостоинъ званія апостола, или вообще священнаго писа¬
теля. Это значитъ низводить его сразу же на уровень новѣйшихъ
партизановъ. Ранніе христіане не доходили еще до мысли, что
религія состоитъ въ полемической враждебности.. Правда,, и тогда
уже были люди, которые проповѣдывали Христа по любопренію,
съ цѣлію „отягчить узы ап. ПавлаИ они, конечно, были
совершенно способны писать анонимныя сочиненія, проникнутыя
недобросовѣстными и нехристіанскими поношеніями. Но они-то и
навлекли на себя суровый укоръ изъ устъ апостола Христова. Верха этой экзегетической нелѣпости достигаетъ Фолькмаръ,
когда онъ отождествляетъ втораго звѣря изъ земли и лжепророка
(Откр. хпі, хтп) съ ап. Павломъ! Критики тюбингенской школы
настолько увлеклись своимъ открытіемъ, что борьба между іудей¬
скимъ и такъ называемымъ Павловымъ христіанствомъ была про¬
должительнѣе и болѣе постоянною, чѣмъ предполагалось, что они
безъ зазрѣнія совѣсти стали преувеличивать значеніе клеветъ, воз¬
двигавшихся противъ ап. Павла во второмъ столѣтіи. Они забыли,
что Клементины были еретическимъ произведеніемъ, и что эти
евіонитскіе нападки въ концѣ концовъ прикрывались ложными
именами и отличались коварною таинственностью. Что касается
основаній, на которыхъ ап. Павелъ отождествляется съ ложнымъ
пророкомъ, именно то, что въ посланіи въ Римлянамъ (хш, 1—7)
онъ считалъ законнымъ послушаніе властямъ* какъ „установлен¬
нымъ отъ Богак (1 Петр. п, 13, 14—17), то Фолькмаръ очевид¬
но забываетъ, что ученіе ап. Павла объ этомъ предметѣ было
нормальнымъ ученіемъ всѣхъ апостоловъ, всѣхъ раннихъ христіан¬
скихъ отцевъ церкви и апологетовъ, и не только ихъ, но и самого
Іисуса Христа. Ап. Павелъ, пиша въ царствованіе Нерона и, по
всей вѣроятности, во время Неронова гоненія, не только говорилъ:
„чтите царя“, но даже: „будьте покорны всякому человѣческому
начальству для Господа: царю ли, какъ верховной власти, прави¬
телямъ ли* - какъ отъ него посылаемымъ для наказанія преступни-