Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ПИСЬМА КЪ СЕМИ ЦЕРКВАМЪ. 48Т талъ тѣхъ, которые называютъ себя апостолами, а они не тако-
вы и нашелъ, что они лжецы , а также за то, что онъ „не¬
навидитъ дѣла николаитовъ “. Ангелъ церкви смирнской восхва¬
ляется за вѣрность въ перенесеніи злословія „тѣхъ, которые го¬
ворятъ о себѣ, что они іудеи, а они не таковы, но сборище са¬
танинское “. Ангелъ церкви пергамской порицается за то, что у
него „есть держащіеся ученія николаитовъ и ученія Валаама, ко¬
торый научилъ Валака ввести въ соблазнъ сыновъ Израилевыхъ,
чтобы они ѣли идоложертвенное и любодѣйствовали “. Ангелъ церкви
ѳіатирской порицается за то, что онъ „попускаетъ женѣ Іезавели ,9*),
называющей себя пророчицею, учить и вводить въ заблужденіе ра¬
бовъ Моихъ, любодѣйствовать и ѣсть идоложертвенное*. Ангелъ
церкви сардійской увѣщавается „бодрствовать и утверждать прочее
близкое въ смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дѣла твои были со¬
вершенны предъ Богомъ Моимъ “. Ангелу церкви филаделфійсвой
обѣщается побѣда надъ „сатанинскимъ сборищемъ изъ тѣхъ, ко¬
торые говорятъ о себѣ, что они іудеи, но не суть таковы, а
лгутъ". Ангелу церкви Лаодикійской заявляется, что онъ „ни
холоденъ, ни горячъ; о, еслибы ты былъ холоденъ', или горячъ!
Но какъ ты теплъ, а не горячъ и не холоденъ: то извергну тебя
изъ устъ Моихъ “. Касательно тѣхъ ересей, на которыя здѣсь дѣлаются намеки, намъ
извѣстно очень мало. Еслибы среди нѣкоторыхъ извѣстныхъ критиковъ
не существовало увѣренности, что выраженія эти имѣютъ въ виду
ап. Павла или его послѣдователей, то едвали бы и стоило упоминать
о подобныхъ нелѣпыхъ предположеніяхъ. Здѣсь, будто бы, имѣется
въ виду ап. Павелъ, какъ глава ересіарховъ и вождь тѣхъ, которые
ложно называли себя апостолами 19в). Другими словами, эти кри¬
тики стараются увѣрить насъ, что добродѣтель ефесской церкви со¬
стояла въ отверженіи ученія и приверженцевъ ея славнаго основате¬
ля,—апостола, который тамъ стоялъ лицемъ къ лицу къ мучениче¬
ству, который тамъ „боролся со звѣрями", пріобрѣлъ горячую пре¬
данность первыхъ пресвитеровъ, трудился тамъ съ безконечнымъ само¬
отверженіемъ болѣе двухъ лѣтъ, со слезами увѣщавая ихъ денно и
нощно и своими собственными руками помогая имъ въ нуждахъ.
Вся эта теорія просто чудовищна! Для опроверженія ея уже до¬
статочно одного тона глубокаго уваженія, съ которымъ азіатскіе
отцы Поликарпъ и Ириней говорятъ’ объ ап. Павлѣ. Самъ ап. Па¬
велъ предостерегалъ свои церкви противъ „ложныхъ апостоловъ".
Они, конечно, не заявляли притязаній на принадлежность къ двѣ¬
надцати, какъ не дѣлалъ этого и ап. Павелъ. Мнѣніе, что св. ап.
Іоаннъ ревниво исключаетъ ап. Павла, говоря, что на двѣнадцати
основныхъ камняхъ новаго Іерусалима были имена „двѣнадцати . , ч ѵ.,. Л- •. .<