Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
474 ТПЯрвКГН ДНИ ХРИСТІАНСТВА. жести всей его книги заключается въ близости пришествія Го¬
сподня (о хаір'дс Іу-'бс). Такія выраженія положительно теряли бы
всякій смыслъ, если бы всякій послѣдующій комментаторъ имѣлъ
право перетолковывать слова „ быстро “ и „ близко “ въ смыслѣ чи¬
сла столѣтій отсрочки. Методъ толкованія претеристовъ однакоже
не противорѣчитъ истинному взгляду на пророчества. Онъ допу¬
скаетъ аналогическое приложеніе пророчествъ къ обстоятельствамъ,
которыя въ кругахъ исторіи носятъ близкое сходство между со¬
бою, Онъ прилагаетъ ко всѣмъ временамъ начала, первоначально
изложенныя по отношенію къ событіямъ, которыя въ то время
совершались, и совпадаетъ съ аксіомой Бэкона, что божественныя
Пророчества имѣютъ стадіи и степени исполненія въ теченіе раз¬
личныхъ вѣковъ ,8°). Все, что есть дѣйствительно цѣннаго въ тру¬
дахъ историческихъ толкователей, можетъ быть такимъ образомъ
удержано. Нельзя придавать важности ограниченію ими своеобраз¬
ныхъ символовъ, но лучшая часть ихъ трудовъ можетъ быть при¬
нята какъ примѣръ того способа, которымъ апокалипсическіе сим¬
волы сообщаютъ нравственные уроки, приложимые къ условіямъ
позднѣйшихъ временъ. Но помимо собственныхъ словъ св. ап. Іоанна, нельзя думать,
что основная мысль экзегетической школы претеристовъ есть
лишь простое новшество семнадцатаго столѣтія. Напротивъ, мы мо¬
жемъ съ самаго ранняго времени прослѣдить приложеніе различ¬
ныхъ видѣній къ раннимъ императорамъ языческаго міра. Такъ,
Іустинъ Философъ думалъ, что антихристъ есть лицо, которое на¬
ходится поблизости и будетъ царствовать три съ половиной
года 18‘). Св. Ириней также думалъ, что антихристъ, какъ пред¬
знаменуемый дикимъ звѣремъ, будетъ человѣкъ; и что „число звѣ¬
риное “ представляетъ слово Хатеіѵо?—„латинянинъ“ ,82)- Св. Иппо¬
литъ сравниваетъ дѣйствія лжепророка, дающаго жизнь изображе¬
нію звѣря, съ Августомъ, вдыхающимъ новую силу въ Римскую
имперію ,88). Послѣ мы представимъ достаточныя доказательства,
что народное вѣрованіе отождествляло Нерона съ антихри¬
стомъ и ожидало его буквальнаго возвращенія, подобно тому, какъ
іудеи ожидали буквально возвращенія пророка Иліи. Викто¬
ринъ (около 303 г. послѣ Р. Хр.) насчитываетъ пять умершихъ
императоровъ, начиная отъ Гальбы, и предполагаетъ, что послѣ
Нервы „звѣрь", котораго онъ отождествляетъ съ Нерономъ, бу¬
детъ возвращенъ къ жизни *84). Бл. Августинъ упоминаетъ о подоб¬
номъ же мнѣніи ,8'). Псевдо-Прохоръ, изъясняя Откр. хѵіі, 10,
говоритъ, что „подъ однимъ царемъ, который есть, разумѣется,
Домиціанъ?1; Епископъ Андрей въ У столѣтіи относитъ Откр. ѵі, 1.2
къ оса'дѣѴ-';*Іерусалима, и думаетъ, что антихристъ будетъ какъ