Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
1 І'ЙИ^ЙІ ^ХіГХДДГ^ВДТХ73ШН^іХЦ.ХХѴ^Іі.^Д.. ^гт ч Въ толкованіи Апокалипсиса было три главныхъ школы:
;1) школа претеристовъ, которые думаютъ, иго предсказанія книги
во многихъ частяхъ уже исполнились; 2) школа футуристовъ,.
-которые относятъ ее къ событіямъ, имѣющимъ осуществиться еще’
•въ будущемъ, и 3) школа непрерывно-историческихъ толкователей,
которые видятъ въ Апокалипсисѣ очеркъ христіанской исторіи отъ
дней св. ап. Іоанна до конца міра. Вторая изъ этихъ школъ (фу¬
туристы) всегда имѣла мало послѣдователей, и въ настоящее время,
можно сказать, не существуетъ. Школа историческихъ толковате¬
лей (основанная въ XIII столѣтіи аббатомъ Іоакимомъ) особенно
процвѣтала въ первой половинѣ настоящаго столѣтія 1,г8). Взгляды
третьей школы (претеристовъ) усвоены были, съ различными видо¬
измѣненіями, Гроціемъ, Гаммондомъ, Леклеркомъ, Боссюэтомъ,
Эйхгорномъ, Тугомъ, Ветштейномъ, Эвальдомъ, Гердеромъ, Блее-
комъ, Де-Ветте, Люкке, Моисеемъ Стюартомъ, Давидсономъ,
Фолькмаромъ, Кренкелемъ, Дюстердикомъ и почти всей шко¬
лой новѣйшихъ нѣмецкихъ критиковъ и толкователей. Основате¬
лемъ школы претеристовъ обыкновенно считается испанскій іезуитъ
Алказаръ, въ его Ѵівйдайо агсаді вепвив іп Ароеаіурві (1614 г.),
и повидимому ему именно нужно приписать честь перваго яснаго
провозглашенія естественнаго взгляда, что Апокалипсисъ св. ап.
Іоанна, подобно и другимъ апокалипсисамъ того времени, описы¬
ваетъ событія близко современныя и имѣлъ въ виду предсказать
торжество церкви въ борьбѣ сначала съ іудействомъ и затѣмъ съ
язычествомъ. Но вѣрнѣе сказать, что основателемъ школы прете¬
ристовъ былъ никто иной, какъ самъ ап. Іоаннъ. Онъ самъ пере¬
даетъ, что Христосъ сказалъ ему, когда онъ былъ въ духѣ: „и такъ,
напиши, что ты видѣлъ, и что есть, и что будетъ (а ріХХеі уКеа&аі)
послѣ сего*. Трудно было бы яснѣе этого опредѣлить значеніе и
цѣль Апокалипсиса. Имъ имѣлось въ виду описать современное
состояніе вещей въ церкви и въ мірѣ, и тѣ событія, которыя
должны были послѣдовать въ непосредственномъ будущемъ. Если
историческая школа можетъ выводить изъ послѣднихъ словъ ука¬
заніе, что мы (вопреки всякой аналогіи) должны имѣть здѣсь сим¬
волическій и непонятный очеркъ многихъ столѣтій, то школа пре¬
теристовъ можетъ во всякомъ случаѣ указывать на слова & еіоіѵ—
„что есть*—какъ на доказательство приложимости значительной ча¬
сти Апокалипсиса къ событіямъ близко современнымъ, причемъ
они придаютъ также естественное значеніе и послѣдующему пред¬
ложенію, заставляя понимать его въ отношеніи событій, которыя
выдвигались тогда на горизонтѣ. Тайновидецъ выразительно гово¬
ритъ, что будущія событія, которыя онъ имѣлъ предвозвѣстить,
должны ■ совершиться скоро (ём та^еі) |,э); и главный центръ тя-