Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
^П2 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТ1АНСТВХ7 тайновидца и воспользуемся тѣмъ ключеиъ къ его значенію, ка¬
кой даетъ онъ намъ самъ; когда мы примемъ его собственное увѣ¬
реніе, что-онъ главнымъ образомъ занимается событіями, которыя
совершались на непосредственномъ горизонтѣ; когда наконецъ
ыы оставимъ восточныя гиперболы, которыя въ дѣйствительности
перестаютъ быть гиперболическими, когда понимаются- въ своемъ
нормальномъ употребленіи, — тогда мы только начнемъ понимать
Апокалипсисъ во всемъ его блескѣ и величіи, какъ онъ понимаемъ
былъ тѣми, для которыхъ писался; тогда уже мы не будемъ ви¬
дѣть въ немъ предсказанія сарацинскаго нашествія, французской
революціи, трактатнаго движенія, какъ это видѣли въ немъ раз¬
личные партійные толкователи. Въ его божественныхъ утѣшеніяхъ
мы найдемъ умиротвореніе, въ его неистребимыхъ надеждахъ обо¬
дреніе. Читаемый въ свѣтѣ современныхъ тогда событій, Апока¬
липсисъ гремитъ всѣми своими громами и горитъ всѣми своими
огнями. Преступному Іерусалиму, преступному Риму онъ изре¬
каетъ пророчество о неибѣжной гибели. Вокругъ діадемы Нерона
и гидровыхъ головъ язычества, въ часъ его тираніи и тріумфа,
онъ сверкаетъ истиннымъ гнѣвомъ небесъ ‘,е). Но, подобно всѣмъ
пророчествамъ, онъ „имѣетъ происхожденіе и внутреннее разви¬
тіе". Въ немъ мы видимъ то отвращеніе, которое истинное
христіанство во всѣ времена выказывало но отношенію къ
пыткамъ, легіонамъ, амфитеатрамъ, кострамъ, 'инквизиціямъ того
бѣсовскаго духа шнительекой нетерпимости, который, употреб¬
ляетъ ли онъ змѣиный ядъ или мечъ убійцы, никогда, не бываетъ
столь безбожнымъ, какъ именно тогда, когда онъ величается своею
ревностью о Богѣ. Хотя святой тайновидецъ писалъ въ часъ ка¬
жущейся гибели, онъ съ такою силою говоритъ языкомъ торже¬
ства и побѣды, что будто бы рука, которую онъ только- что по¬
грузилъ въ кровь мучениковъ, пламенѣетъ подобно факелу, когда
онъ поднимаетъ ее съ мольбою о мщеніи небесъ. И такъ какъ
изрекаемыя имъ истины становятся необходимыми при всякомъ
подобномъ кризисѣ, и главнѣе всего, когда омерзительное оружіе
тираніи попадаетъ въ беззастѣнчивыя руки сектантской ожесточен¬
ности, то Апокалипсисъ всегда былъ дорогъ истиннымъ и святымъ
Божіимъ въ часъ ихъ глубочайшихъ испытаній. Тогда онъ пере¬
стаетъ быть великимъ безмолвнымъ сфинксомъ, читающимъ свою
вѣчную загадку на воротахъ св. Писанія и пожирающимъ тѣхъ,
кто не въ силахъ отвѣтить ему. Онъ становится рядомъ слав¬
ныхъ ікартинъ, въ которыхъ „изложено происхожденіе, видимое
существованіе и общая будущность царства Христова въ обра¬
захъ и подобіяхъ Его перваго пришествія—для устрашенія и утѣ¬
шенія" ' .