Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОБЩГЯ ЧЕГТЫ .ШДЯШіцыіьд. существовало между алогами ), и свое выраженіе оно находитъ въ
остаткахъ сочиненія пресвитера Гаія, Діонисія александрійскаго и
Евсевія кесарійскаго. Въ позднѣйшіе вѣка нежеланіе принимать
его 'Подлинность и авторитетъ встрѣчало болѣе или менѣе откры¬
тое выраженіе въ сочиненіяхъ Еразма, Кальвина, Цвингли, Лютера,
Иколампадія, - Буцера, Карлштадта, равно какъ и въ сочиненіяхъ
Скалигера, Шлейермахера, Гете и многихъ другихъ. Это недо¬
вѣріе по отношенію къ священной книгѣ возникло въ древней
церкви вслѣдствіе того злоупотребленія, какое дѣлали изъ него
фанатизмъ и узкоуміе различныхъ мечтателей-хиліаетовъ; въ но¬
вѣйшей церкви—вслѣдствіе еллинистическаго вкуса, смущавшагося
ея іудейскими образами, и вслѣдствіе того извращенія, которому
она подверглась въ рукахъ поспѣшныхъ, нечеловѣколюбивыхъ
и полуобразованныхъ толкователей. Даже самые благоговѣйные из¬
слѣдователи провозглашали ее неудобопонятной 1М). Такіе взгляды
на книгу могутъ быть устранены разумнымъ, снисходительнымъ и
увѣреннымъ (по крайней мѣрѣ въ широкихъ границахъ) экзеге-
зисомъ. Если бы Апокалипсисъ дѣйствительно былъ своего рода трак¬
татомъ, какимъ онъ сдѣлался въ рукахъ полемистовъ различныхъ
вѣковъ; если бы онъ былъ сводомъ предполагаемой церковной ис¬
торіи, звучащимъ самыми ярыми анаѳемами сектантской вражды
и однакоже окутаннымъ такою таинственностью, что каждый новый
толкователь долженъ былъ прибѣгать для его объясненія къ но¬
вымъ пріемамъ; если бы онъ былъ книгой, которой могли поль¬
зоваться только протестанты, такъ какъ, по ихъ предположенію,
въ ней выразился сильнѣйшій духъ обличенія противъ заблужде¬
ній церкви, которая при всѣхъ заблужденіяхъ всетаки есть цер¬
ковь христіанская;—тогда было бы извинительно, что души тѣхъ,
кто ищетъ мира и достигаетъ мира и кто смотрятъ на брат¬
скую любовь между христіанами какъ на вѣнецъ добродѣтели и
свидѣтельство истинной религіи, должны’были отвернуться отъ этой
книги съ чувствомъ смущенія и недовольства. Они конечно не
могли бы получить утѣшенія и назиданія отъ каѳедры, на кото¬
рой, какъ говоритъ поэтъ, „громкозвучный проповѣдникъ, не про¬
повѣдуя простаго Христа простымъ людямъ, возвѣщаетъ только
грядущій судъ и мечетъ перунами противъ блудницы и ея вѣры“ Не многіе изъ насъ нашли бы что-либо поучительное въ такой
громкоязычной проповѣди. Слѣпая гордость партійной ненависти
можетъ только развлекать и вводить въ заблужденіе. Духъ инкви¬
зиціи, даже когда онъ находится въ протестантизмѣ, по своему
\ существу противенъ христіанству. Это саранчеобразный скорпіонъ
>изъ бездны. Но когда мы поставимъ себя въ положеніе святаго.