Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АП. ІОАННЪ. 4№ Е ІО¬ НИКОМЪ мудрыхъ и не получилъ образованія въ той тяжеловѣсѣ і
ной системѣ устнаго закона, которую они только и считали, учеЧ
ностью. Для него было истиннымъ благомъ, что онъ не полу¬
чилъ такого воспитанія. Раввинство того временй было не что иное, какъ система схоластическаго педантизма, неспособная къ достиженію какихъ либо возвышенныхъ духовныхъ цѣлей и одна¬
коже способная воспламенять умы своихъ приверженцевъ напы¬
щеннымъ самомнѣніемъ призрачнаго знанія. О такой учености
справедливо можно сказать словами Гераклита, что она „ничему
не научаетъ" 7). - Съ другой стороны, изъ собственныхъ писаній св. ап. Іоанна
мы видимъ, что онъ былъ человѣкъ высокихъ природныхъ даро¬
ваній и настолько былъ образованъ, что зналъ какъ греческій,
такъ и еврейскій языки 8), изъ которыхъ послѣдній былъ неза¬
уряднымъ преимуществомъ даже хорошо образованныхъ іудеевъ.
Помимо своей несравненной способности въ воспринятію духовной
благодати, его природныя дарованія проявляются въ глубокомъ
проникновеніи въ человѣческое сердце; въ той драматической
силѣ, съ которою немногими чертами онъ даетъ намъ самое жи¬
вое представленіе о самыхъ разнообразныхъ характерахъ; въ его
слогѣ, невидимому столь простомъ и однакоже въ дѣйствительности
столь глубокомъ, слогѣ въ высшей степени прекрасномъ и однако же
непохожемъ на слогъ какого бы то ни было другаго писателя,
какъ церковнаго, такъ и гражданскаго; и главнѣе всего въ томъ
обстоятельствѣ, что онъ былъ столь пригоднымъ и избраннымъ
сосудомъ для выраженія высочайшей истины, именно истины во¬
площенія Слова Божія. Эта истина, въ которой однимъ смѣлымъ
почеркомъ обняты, умозрѣнія .александрійской теософіи, сдѣлалась
въ свою очередь исходнымъ пунктомъ для самыхъ священныхъ
изреченій всѣхъ христіанскихъ мыслителей до конца вѣковъ. . Его родная Галилея была населена самымъ отважнымъ и пря¬
модушнымъ племенемъ въ Палестинѣ 9). Жители ея отличались
преданностью своей теократической національности. Они ненави¬
дѣли и презирали какъ римское владычество, такъ и Иродову са¬
трапію, которая была его внѣшнимъ признакомъ. Возмущеніе Іуды
галилейскаго противъ переписи Квирина показывало то негодо¬
ваніе,*./съ которымъ галилеяне смотрѣли на низведеніе святой
земли , въ .униженное положеніе римской провинціи. Девизомъ этого
возстанія , было то, что избранный народъ не долженъ имѣть „.ни
господину;ни.,.владыки, а только Бога*. Какъ ни дико и ни без-:
надежно;. бьмоцИР'возстаніе, подвергшееся страшному мщенію со
стороны.;мримлігаяцц однакоже неудача его .такъ мало подавила \ -:І ѴЙ