Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОБЩІЯ ЯЕРТЬГ АПОКАЛИПСИСА. кг Такъ ужасно было состояніе, міра въ политическомъ,..вр
номъ, общественномъ и даже физическомъ отношеніи
ченіе тѣхъ мѣсяцевъ, въ которые написанъ былъ Апокалипсисѣ
Физически люди поводимому были терзаемы и устрашаемы .'кауК-
строфами и предзнаменованіями. „Кромѣ различныхъ перемѣщ^-и
превратностей человѣческихъ дѣлъ, говоритъ Тацитъ, въ то, время
были чудовищныя знаменія на небѣ и землѣ, грозныя; молніи,
предсказанія будущаго то радостныя, то мрачныя, то темныя-,, то
несомнѣнныя. Никогда еще не подтверждалось болѣе ясными-ука¬
заніями, или болѣе ужасными избіеніями римскаго народа то,
что боги нисколько не, заботятся о нашемъ благополучіи,;а только
заботятся о возмездіи" ,в4). Въ Римѣ моровая язва похитила
десятки тысячъ гражданъ. Бѣдственное наводненіе Тибра.-помѣ¬
шало маршу войскъ Отона и завалило дороги развалинами *“).
Въ Лидіи разливъ моря принесъ страшные убытки. Въ Азіи го¬
родъ за городомъ низвергались въ прахъ землетрясеніями 1В®>. „Са¬
мый міръ разсыпался въ куски, говоритъ Сенека, и господство¬
вало всеобщее уныніе" 1М). Кометы, затменія, метеоры, круги
вокругъ солнца устрашали невѣжественныхъ, и сами служили пред¬
логомъ къ ужаснымъ жестокостямъ 18в). Авроры окрашивали небо
кровью. Вулканы, подобно Везувію, пробуждались къ новой яро¬
сти ІМ). Нравственное состояніе языческаго міра было такимъ,
какъ мы уже видѣли. Оно пало такъ низко, что, по мнѣнію язы¬
ческихъ моралистовъ имперіи, потомство могло только подражать
и отнюдь не могло уже превзойти такой бездны паденія. Состоя¬
ніе іудейскаго міра раскрывается какъ въ Евангеліяхъ, такъ и .въ
Талмудѣ и въ сочиненіяхъ I. Флавія. Достаточно привести мнѣніе
послѣдняго, что его собственное поколѣніе въ Іудеѣ было негод-
нѣйшимъ, какое только видѣлъ міръ, и что еслибы мстительный
мечъ римлянъ не поразилъ Іерусалимъ божественнымъ мщеніемъ,
сама земля должна была бы разверзнуться для того, чтобы, по¬
глотить его беззаконія. Какъ отчаянно было общественное со¬
стояніе какъ іудеевъ, такъ и язычниковъ, мы видимъ, съ -Одной
стороны у ап. Павла, св. Іакова и I. Флавія, и съ другой—
у Тацита, Светонія и сатириковъ того времени. Политически
вся имперія находилась въ состояніи возбужденія. То самое об¬
стоятельство, что "славное солнце Юліево должно было зака¬
титься въ крови, казалось ужасно зловѣщимъ предзнаменованіемъ
въ то время, какъ благодаря мраку, окутывавшему смерть Нерона,
и весьма ограниченному числу лицъ, видѣвшихъ его трупъ, равно
Жакъ и предсказаніямъ, всегда ходившимъ касательно его воскре¬
сенія,— не толькр повсюду господствовало вѣрованіе, что онъ-Доз-
вратится, но уже такъ рано,- какъ конецъ 68 года,, одинъ джедЩе-