Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
404 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. прежде чѣмъ онъ, смотря на міръ съ снѣговой вершины пережитыхъ имъ
девяноста зимъ, могъ сдѣлаться авторомъ четвертаго евангелія, апосто¬
ломъ христіанской любви. Но всѣ, тянущіеся на такомъ большомъ
пространствѣ, дни- жизни ап. Іоанна не были раздѣлены между
собою какимъ либо поражающимъ переломомъ, а всѣ, отъ перваго
до послѣдняго „были связаны между собою неизмѣннымъ благо¬
честіемъ". Въ жизни ап. Павла видѣніе на дорогѣ въ Дамаскъ
оставило глубокую пропасть между его ранними и поздними го¬
дами. Характеръ апостола сохранилъ въ себѣ тѣже самыя черты,
но его міросозерцаніе мгновенно измѣнилось. Павелъ-апостолъ
только съ мукой угрызенія совѣсти могъ озираться на мысли и
дѣла Савла-гонителя. Подобно бл. Августину, онъ представляетъ
собою типъ тѣхъ пламенныхъ натуръ, которыя приводятся къ
Богу и на служеніе истинѣ наступающимъ въ нихъ внезапнымъ
переломомъ. Ап. Іоаннъ съ другой стороны былъ однимъ изъ
тѣхъ чистыхъ святыхъ, которыми рано овладѣваетъ благодать Божія
и въ жизни которыхъ разумъ и религія дѣйствуютъ совмѣстно
для произведенія истинно великой и святой жизни. Едва ли когда либо человѣкъ предназначался для болѣе славной
участи, чѣмъ какая ожидала этого апостола, когда онъ еще маль¬
чикомъ игралъ около лодки своего отца на свѣтлой полосѣ песку,
окаймлявшей берегъ, на которомъ лежала его родная Виѳсаида.
Отецъ его былъ Завдія или Зеведей, о которомъ мы ничего не
знаемъ кромѣ того, что онъ былъ рыбакъ, достаточно состоятель¬
ный для того, чтобы нанимать для себя рабочихъ (Марк. і, 20).
Въ матеріальномъ отношеніи онъ очевидно находился въ лучшихъ
обстоятельствахъ, чѣмъ его сотоварищъ Іона, отецъ ап. Петра
и Андрея. Жена его была Саломія, сестра Пресвятой Дѣвы Ма¬
ріи. То обстоятельство, что она была одной изъ тѣхъ женщинъ,
которыя служили Спасителю своимъ имѣніемъ и также принесли
значительное количество благовоній къ Его гробу, опять служитъ
признакомъ того, что Зеведей и его жена не были бѣдными. У
нихъ были сыновья Іаковъ и Іоаннъ, которые такимъ образомъ
были двоюродными братьями Спасителя по плоти 4). Въ первый разъ мы встрѣчаемъ Іоанна, когда видимъ его
среди учениковъ Іоанна Крестителя на берегахъ Іордана. Есть
однакоже свидѣтельство, что въ своемъ зрѣломъ возрастѣ онъ ка¬
зался ученымъ членамъ синедріона іерусалимскаго человѣкомъ „не¬
книжнымъ и простымъ" '). Приэтомъ гордые книжники и фари¬
сеи несомнѣнно употребляли обычный у нихъ презрительный тер¬
минъ ам-гаарецъ,—техническое выраженіе, гораздо болѣе презри¬
тельное, чѣмъ его буквальный переводъ „люди земли" 6). Ясно,
поэтому, < что, онъ никогда не былъ тѣмъ, что они называли, „уче- .'Ѵа,-г*-ъ ..-ж.,