Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
-±<гѵ ; АрИЕВВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. у, при Фадѣ; мжгежщеѵдвижеше въ Самаріи при Куманѣ; усиленіе раз¬
бойничества при Феликсѣ; учрежденіе своего рода „тайнаго суда",
который посредствомъ убійствъ приводилъ въ исполненіе свои
тайные приговоры; споры между Агриппой и іудеями при Фестѣ
касательно стѣны его дворца; алчность Албина (въ 63 году), и тотъ
способъ, съ которымъ онъ позволялъ позорнымъ партіямъ сопер¬
никовъ въ первосвященствѣ безнаказанно нападать другъ на друга,—
все это способствовало ускоренію конца. Но хотя іудеи и римля¬
не чувствовали другъ къ другу глубочайшую ненависть, откры¬
тыхъ возмущеній не было до времени Гесеія Флора, который былъ
назначенъ прокураторомъ въ 65 году. Далѣе при лучшихъ обстоя¬
тельствахъ административные порядки римлянъ были ненавистны
іудеямъ, и хотя римляне всячески старались по возможности
расширить для нихъ предѣлы презрительной терпимости, однако¬
же они смотрѣли на поведеніе іудеевъ какъ на столь неразум¬
ныхъ, изувѣрныхъ и недостойныхъ званія обыкновенныхъ человѣ¬
ческихъ существъ, что они находились въ положеніи постояннаго
ожесточенія. Іудеи въ свою очередь смотрѣли на римлянъ какъ
на воплощеніе животнаго насилія, омерзительнаго безбожія и
наглой алчности. Въ Талмудѣ, въ книгахъ Ездры и Еноха, мы
видимъ, какъ они ненавидѣли своихъ политическихъ правителей.
Заносчивость іудейской исключительности постоянно обнаружива¬
лась въ языкѣ, который показывалъ, что они считали язычниковъ
ни къ чему негодными 138), и даже къ прозелитамъ относились
не лучше, чѣмъ къ болячкѣ на здоровомъ тѣлѣ Израиля *39). Съ
другой стороны Тацитъ показываетъ намъ, какъ серьезный язы¬
ческій историкъ могъ относиться къ іудеямъ, считая ихъ даже
не народомъ, а простою накипью и отребьемъ народовъ, потом¬
ками орды прокаженныхъ рабовъ, преданныхъ омерзительнымъ
суевѣріямъ, унизительному боготворенію осла и одушевленныхъ
изувѣрною ненавистью ко всѣмъ народамъ, кромѣ себя. Взаим¬
ное отвращеніе семитовъ и арійцевъ такимъ образомъ находитъ
полнѣйшую иллюстрацію въ литературѣ обоихъ. Между такими элементами не могло быть глубокаго и про¬
должительнаго мира и менѣе всего, когда іудеи настолько вол¬
новались мессіанскими ожиданіями, что. даже язычники стали ду¬
мать, что съ востока долженъ былъ явиться какой-то владыка
міра. Римляне впослѣдствіи объясняли это пророчество въ прило¬
женіи въ Веспасіану. Но Светоній говоритъ, что іудейское воз¬
мущеніе было результатомъ ихъ пониманія • этого пророчества въ
мессіанскомъ смыслѣ І4°). Воздухъ также былъ полонъ предзна¬
менованій. Одинъ великій писатель сказалъ, что ужаснѣйшія
конвульсіи природы часто, совпадали по времени съ политиче-